Разными путями приходят люди трудиться на железную дорогу: кто-то следует примеру родных и близких, кто-то в силу стечения обстоятельств. Эмзара Розомашвили в эксплуатационное вагонное депо Ярославль-Главный привели весьма драматические обстоятельства.
В его семье никто не имел отношения к стальным магистралям – отец занимался бизнесом, мать работала парикмахером. И юный Эмзар никогда не помышлял о железнодорожной карьере. С юных лет все его помыслы были устремлены к спорту – мечтал стать профессиональным футболистом, занимался в детско-юношеской спортивной школе, где готовили смену для ярославского клуба «Шинник».
Упорно идя к осуществлению мечты, он практически воплотил её в жизнь: окончив школу, продолжил образование в Ярославском государственном педагогическом университете, на факультете физического воспитания, был зачислен в дублирующий состав ярославского футбольного клуба. Это был очень серьёзный старт, особенно если учесть, что «Шинник» выступал в высшей футбольной лиге. Юношу стали приглашать играть и за основной состав в качестве крайнего правого полузащитника, принимал участие не в одном чемпионате, в том числе и международного уровня.
За ярославский клуб он выступал около четырёх лет, а потом перешёл в липецкую команду, где и случилась беда, от которой, увы, не застрахован ни один профессиональный футболист, – во время игры Эмзар получил серьёзнейшую травму. Долго лечился, а потом медики вынесли суровый приговор: о профессиональном спорте нужно забыть навсегда.
Эмзар признаётся, тогда испытал глубочайший шок, ощущение, что жизнь, едва начавшись, уже и закончилась.
– Чувствовал себя подстреленной птицей, – приводит он образное сравнение. – Только-только расправил крылья и вдруг с высоты об землю.
Но усилием воли, пусть и не сразу, смог переломить ситуацию, не впасть в депрессию, не опустить руки. Характер с детства был твёрдый, закалённый. Понял, что единственный выход – начать с чистого листа, наполнить жизнь новым смыслом и содержанием. Начал искать приложение сил, пошёл на керамический завод, потом сменил ещё несколько мест работы. Так прошла пара лет, шок минул, но новая жизнь не приносила всё же удовлетворения.
И тут он встретил знакомого, который трудился мастером в эксплуатационном вагонном депо Ярославль-Главный, который предложил ему перейти трудиться на железную дорогу.
– Аргументы были весомые, – говорит Эмзар. – Работа хоть и сложная, но интересная. Мужская, требующая характера. И всегда есть возможность проявить себя, развиваться, расти. Динамичная во всех смыслах. Это было по мне.
Но главный аргумент, который окончательно убедил молодого человека в правильности сделанного выбора – на дороге есть сплочённая, крепкая и прекрасно себя зарекомендовавшая футбольная команда. Северяне действительно выступают на высоком уровне и в сетевых чемпионатах постоянно находятся в тройке лидеров, бывали и победителями в чемпионате железнодорожных команд. Эмзар Розомашвили в полной мере смог реализовать там свои навыки и таланты.
Но далеко не только в спорте он показал себя.
– Придя на железную дорогу, сразу понял: это моё, – уверен Эмзар. – Конечно, первый год было тяжело, ведь работа осмотрщика-ремонтника вагонов требует и выносливости, и психологической устойчивости, и предельной концентрации. Физически нелёгкий труд, причём в любую погоду – в зной, мороз, дождь. Но годы занятия спортом помогли со всеми трудностями справиться быстро. Работа оказалась чрезвычайно интересная и очень ответственная, что мне тоже по душе.
Шесть лет минуло с тех пор, как пришёл Розомашвили в эксплуатационное вагонное депо. Три года трудился осмотрщиком-ремонтником и столько же работает на должности старшего осмотрщика, руководит бригадой в десять человек. Такой карьерный рост закономерен, ведь в характере Эмзара добиваться победы, быть лучшим. И он не только демонстрирует практическое умение выявлять самые сложные, скрытые повреждения вагонов, но и получил для этого все необходимые теоретические знания. Буквально на днях он получил диплом специалиста вагонного хозяйства, причём защитил его на «отлично».
А достижения Эмзара Розомашвили в работе налицо: на счету старшего осмотрщика-ремонтника есть обнаружение трёх разрушений буксового узла вагона. Это очень серьёзная неисправность. Пропусти её – и сход вагона неизбежен. А выявлял эти дефекты, не имеющие внешних признаков, Эмзар по звуку: не так, как надо, отзывался узел при простукивании. Снаружи ничего не видно, а разрушение может быть обширнейшим. В одном из случаев, когда, заподозрив неладное, Эмзар открыл смотровую крышку буксового узла, торцевое крепление колёсной пары просто выпало ему в руку.
И только за неполный 2016 год он выявил 51 дефектную раму боковых тележек вагонов. Это один из лучших результатов в вагонном хозяйстве Северной железной дороги.
– Розомашвили не просто трудолюбивый, требовательный к себе и окружающим работник, – говорит начальник эксплуатационного вагонного депо Ярославль-Главный Григорий Поклитарь. – Точное определение его отношению к труду можно дать ёмким словом «ревностное». Уверен, что у Эмзара прекрасные перспективы теперь уже как у специалиста по подвижному составу.
Автор: Владимир Савичев