Рабочий день, выпавший на 17 декабря прошлого года, не предвещал составителю поездов станции Трофимовский-2 Максиму Олексенко каких бы то ни было неожиданностей. В 7.45 утра исполняющий обязанности начальника станции Денис Нестеров собрал трудовой коллектив на традиционную планёрку. Все сотрудники получили задания и разошлись по рабочим местам. Максиму Олексенко в этот день досталась роль руководителя маневровой работы.
Привычка, предотвратившая аварию
Удостоверившись, что рация функционирует исправно и связь есть как с дежурным по станции, так и с локомотивной бригадой, составитель отправился к локомотиву, чтобы довести до машиниста план предстоящей работы. Поставленные задачи не вызывали вопросов, и бригада приступила к их выполнению. Всё шло своим чередом, день подходил к концу, и до завершения смены оставалось только одно задание. Нужно было доставить на оптовые склады, расположенные неподалёку от станции, пять вагонов с крупой. На пути предстояло проследовать через нерегулируемый железнодорожный переезд.
– Как и предписывает инструкция, я вышел на переезд, чтобы остановить автомобильный транспорт. Обеспечив поезду безопасное проследование, я дал машинисту соответствующую команду и невольно посмотрел на ходовую часть состава, – вспоминает Максим Александрович.
Хотя осмотр ходовой части и не входит в круг непосредственных обязанностей составителя поездов, привычка эта сохранилась у Максима Олексенко ещё с тех пор, когда он работал осмотрщиком вагонов. И каждый раз, когда в его поле зрения оказывается движущийся поезд, составитель обязательно посмотрит, нет ли задымления, искрения, ещё какого-либо признака неисправности.
Вот и в тот день, как только состав начал движение через переезд, Максим Александрович сразу же посмотрел на колёса. Взглянув на третью колёсную пару локомотива, руководитель работ обратил внимание, что на бандаже что-то чернеет.
– Поначалу я подумал, что это грязь, – вспоминает мой собеседник. – Подождал, пока колесо сделает полный оборот, присмотрелся ещё раз... Да, как будто бы грязь.
Но всё же что-то насторожило Максима, и он стал тщательно всматриваться в другие колёсные пары. Действительно, местами на них виднелась грязь, но такой чёрной полосы, как на третьей колёсной паре, нигде больше не было. Тогда составитель решил подойти к локомотиву поближе. Оказавшись рядом с подозрительным колесом, Максим Александрович ясно увидел: по ободу проходила глубокая трещина!
– Хоть я столкнулся с такой картиной впервые за всё время, что работаю на железной дороге, никакой растерянности у меня не было, – вспоминает наш герой. – Как только состав проследовал через автомобильный переезд, я, будучи руководителем маневровых работ, передал машинисту по рации распоряжение остановиться.
После остановки поезда управлявший локомотивом машинист Сергей Караулов покинул кабину, чтобы оценить характер выявленной неисправности. Короткого осмотра вполне хватило, чтобы вынести вердикт: продолжать дальнейшее движение не представляется возможным. О происшествии незамедлительно доложили руководству, были приняты меры для устранения повреждения, и катастрофы удалось избежать.
– Самое страшное могло произойти в том случае, если бы локомотив, как это порой бывает, направили после выполнения работы на одну из соседних станций, скажем в Тарханы, – рассказывает Максим Олексенко. – Выезд на перегон предполагает совсем другие скорости, нагрузка на ось возрастает, и бандаж, на котором уже образовалась трещина, вполне могло разорвать со всеми вытекающими последствиями. Но, к счастью, этого не произошло.
Своевременное выявление неисправности, которая грозила обернуться сходом подвижного состава, не осталось без соответствующей оценки. От руководства локомотивного хозяйства Максим Олексенко получил в награду за свою наблюдательность благодарственное письмо и ценный подарок – жидкокристаллический телевизор. А из рук начальника Приволжской железной дороги Сергея Альмеева – почётную грамоту.
Через уголь – к мечте
Стать железнодорожником Максим Олексенко мечтал сызмальства. Правда, привлекала его профессия не составителя, а машиниста пассажирских поездов, на которых ему довелось немало попутешествовать.
– У мамы была очень близкая подруга, она работала проводником, а затем и начальником поезда, и часто брала меня с собой. Я, бывало, убегал из её купе, вставал в переходе между вагонами, смотрел, как крутятся колёса, и слушал, как они стучат. Меня мотало из стороны в сторону, но было так интересно! – вспоминает мой собеседник.
Когда пришла пора выбирать место дальнейшей учёбы, Максим решил пойти в железнодорожное училище на помощника машиниста. С экзаменами юноша справился, а вот медкомиссию пройти не удалось – уровень гемоглобина оказался низким.
– Знал бы заранее, что так выйдет, – выпил бы перед сдачей анализов гранатового сока или купил был в аптеке гематоген, – не без нотки сожаления в голосе отмечает Максим Александрович.
Но желание оказаться на железной дороге было столь велико, что он согласился на другую специальность и стал учиться на осмотрщика вагонов. Сдав через три года выпускные экзамены на отлично, молодой специалист отправился на Дальний Восток. Но не на железную дорогу, а в погранвойска. А трудоустройством занялся, уже вернувшись домой после прохождения срочной службы.
– Тяга к пассажирским поездам у меня не пропала, так что я хотел работать осмотрщиком на вокзале, где они всегда в большом количестве, – рассказывает мой собеседник.
Устроиться оказалось не так уж просто: свободных вакансий на тот момент, когда вернувшийся из армии специалист находился в поисках работы, не было. Вернее, были, но не по специальности. Но желание трудиться на железной дороге вновь пересилило все те сложности, с которыми предстояло столкнуться, и Максим Олексенко согласился поработать в зиму угольщиком. С приходом весны ему предложили новую должность – и опять не по специальности. До осени Максим работал на станции водоливом. И лишь спустя год после того, как он пришёл на железную дорогу, его приняли на должность осмотрщика.
Работа спорилась, но детская мечта никуда не исчезла.
– Я, конечно, общался с членами локомотивных бригад, исполняя обязанности осмотрщика, но мне этого было недостаточно. Очень хотелось быть всегда в движении, ездить на локомотивах. И когда мне предложили занять место составителя поездов на станции Трофимовский-2, я с радостью согласился, – вспоминает Максим Олексенко.
В настоящей должности Максим Александрович работает уже четырнадцатый год. За этот срок ему удалось вникнуть во все тонкости своего дела. Стремясь к постоянному развитию, наш герой сейчас получает высшее железнодорожное образование и думает о том, чтобы со временем приступить к новым для себя обязанностям, став, например, дежурным по станции.
Но кем бы в дальнейшем ни довелось трудиться Максиму Олексенко, он всегда будет помнить о самом важном:
– Главное на железной дороге – это ответственность. Когда она у человека есть, то всё у него обязательно получится.
Автор: Глеб Хрусталёв