В пору своей молодости, во время боевых действий в Чечне, начальник технического отдела сервисного локомотивного депо Сарепта филиала «Южный» ООО «ТМХ-Сервис» продемонстрировал добросовестное отношение к порученному делу и настоящее благородство души.
В нынешнем году исполнилось два десятка лет, как Сергей Горюнов пришёл трудиться на железнодорожный транспорт. К этому моменту он окончил Волгоградский политехнический институт по специальности, связанной с двигателями внутреннего сгорания. Инженер-механик был по-настоящему влюблён в технику, знал особенности деталей и узлов различных автомобилей и тракторов, разбирался в их устройстве. Да и студенческую практику проходил на Волгоградском тракторном заводе.
Но применение своего таланта в любимой сфере деятельности пришлось на время отложить. В институте, где учился Сергей Горюнов, имелась военная кафедра, и он, помимо гражданской, получил ещё одну специальность. Таким образом, в 1994 году выпускник института, лейтенант, подлежащий призыву на срочную службу, оказался в рядах Российской армии.
Как рассказал Сергей Горюнов, сначала служить довелось в Карелии, а спустя примерно год, в мае 1995-го, его армейские заботы сменили место своей прописки с северо-запада России на Северный Кавказ, точнее, Чечню. На погонах офицера уже добавилось по звёздочке – старший лейтенант. Службу проходил в должности командира мотострелкового взвода, выполняя различные боевые задания, которые выражались, по большей части, в сопровождении военных колонн и охране блок-постов.
«Однажды на исходе осени 1995 года я со своим взводом (в нём насчитывалось порядка трёх десятков бойцов) стоял на блок-посту на южной окраине Грозного. Это была территория с несколькими военкоматовскими четырёхэтажками. Одна из сторон как раз примыкала к частному сектору. И хотя он был изрядно разрушен, подвергался обстрелам, в уцелевших домах проживали местные жители. Место и впрямь беспокойное. Шальными, а то и явно прицельными пулями доставалось и нам. Но откуда точно стреляли, установить было практически невозможно. По ночам интенсивность стрельбы увеличивалась. Она велась со всех сторон, трассеры буквально освещали улицы, рикошетом уходя в небо или втыкаясь в препятствия на земле. К стрельбе прибегали и наши соседние блок-посты, которые зачищали «зелёнку». Впрочем, особого дискомфорта мы не испытывали, к выстрелам относились более-менее спокойно. Досада случалась оттого, что впоследствии приходилось залатывать прохудившиеся от пуль мешки с песком в окнах, менять находившиеся на улице пробитые котелки и разбитые фары на БМП-2. И вот в одну из таких ночей к нам на блок-пост прибежал чеченец. Он был взволнован – у него рожала жена: «Прошу срочно оказать мне помощь». С местными жителями мы жили мирно. Они просили нас не стрелять без причины, за что порой угощали фруктами. Однако квалифицированную медицинскую помощь на месте оказать мы не могли», – отметил Сергей Горюнов.
Что же предпринять глухой ночью, когда вокруг бушует война? Посоветовавшись со своими бойцами, офицер решил рискнуть и отвезти роженицу в гарнизонный госпиталь в Ханкале – микрорайоне Грозного. Но тревогу вызывал вопрос – как беспрепятственно миновать «частник», если оттуда периодически ведётся огонь. Ночной гость ответил, что даёт гарантию, что русских солдат не тронут, поскольку всех боевиков местные жители выгнали.
После таких заверений боевая машина пехоты отправилась в опасное путешествие.
«Скоро мы оказались в «частнике». Ехать пришлось почти на дальнюю окраину. Виляя в темноте по узким дорогам, пару раз БМП чудом не соскальзывала со склонов во дворы. Земля была промёрзшей, и даже на тормозах машина не могла остановиться, теряла управление, гусеницы шли юзом. Её разворачивало чуть ли не на 180 градусов. Роженицу на одеяле погрузили в десантное отделение, туда же села её мать. Без включения фар стали держать курс на Ханкалу. В тёмную ночь лишь сноп искр из эжектора, образующийся при перегазовке, лязг гусянки да рёв дизеля выдавал наше присутствие на грунтовке. Вскоре мы свернули с дороги Грозный – Аргун и по просёлочным тропам, которые вели вдоль дач, стали подъезжать к контрольно-пропускному пункту перед Ханкалой», – продолжил Сергей Горюнов.
Он знал, что роль шлагбаума на КПП играл танк Т-80. Бронированная махина по обыкновению въезжала в проём забора и направляла свою гладкоствольную пушку на длинную прямую дорогу. По ней-то и приближалась БМП. Очередь трассирующих пуль, выпущенная с блок-поста поверх машины, явно означала приказ остановиться. Это и было сделано незамедлительно.
Офицер рассказал о своей «беде» блок-постовцам. Но их командир наотрез отказался убрать танк:
– Поступил приказ никого не пропускать.
– Но ведь мы везём роженицу, её требуется немедленно поместить в госпиталь!
– Знать ничего не хочу!
– Неужели вы не в состоянии помочь женщине в такую минуту?!
«В конце концов, уговоры подействовали. Командир блок-поста набрал по телефону номер какого-то дежурного в штабе группировки войск. Протянул мне трубку. Я представился невидимому собеседнику: «Командир мотострелкового взвода старший лейтенант Горюнов». Но когда я услышал, с кем говорю, я обомлел. На том конце провода находился офицер высшего командования группировки войск в Чечне! Оправившись от волнения, я рассказал о том, что меня привело сюда. Мои слова он прервал вопросом: «Старлей, ты роды умеешь сам принимать?». Первой реакцией моего «сгруппировавшегося» мозга было отрицание: «Не-е-е-т». В ответ – тишина. И тут я услышал какой-то удалённо-приглушённый голос начальника штаба. По-видимому, он отвёл ото рта трубку и кому-то со смехом отчётливо произнёс: «Он говорит, что умеет». Я взмолился, что генерал меня неправильно понял. «Ладно, позови старшего на блоке». Короче, меня пропустили. Свистя газотурбинным движком, танк отъехал в сторону. Спустя несколько минут БМП доставила беременную в госпиталь», – поделился подробностями необычной ночи Сергей Горюнов.
Потом, через неделю, к Сергею Горюнову на блок-пост на территории полуразрушенного военкомата пожаловало высокое начальство. Приезд тандема – командира батальона и заместителя командира бригады – сулил только массу замечаний («чтоб солдаты не расслаблялись»). На деле вышло по-иному.
«Наш комбат указал на меня: «Вот он, этот старлей». Его напарник, зам. комбрига, изучающе оглядел мою скромную персону. Я ничего не понимал. «Молодец, до Москвы дошла твоя история с беременной». И тут я догадался, что вместе с боевыми сводками столица получила удивительную гуманитарную информацию о том, что на днях в Чечне мотострелки успешно доставили в военный госпиталь роженицу из числа местных жительниц».
Среди унылых и сухих сообщений блеснула яркой гранью новость о рождении новой жизни.
В 1996 году, после службы в армии, Сергей Горюнов пришёл в локомотивное депо Сарепта Приволжской железной дороги. Бригадир, мастер, технолог – ступеньки его профессиональной карьеры. В 2002-м стал начальником технического отдела.
В настоящее время, работая в сервисном локомотивном депо Сарепта филиала «Южный» ООО «ТМХ-Сервис», он отвечает за «техническое сопровождение производственного отдела, начиная от содержания зданий и оборудования, поверки средств измерений и кончая договорами». Под началом – эколог, метролог, инженер по оборудованию. Непростые обязанности.
Но армейская молодость дала нашему герою крепкую закалку и научила главному: идти по жизни всегда легче, когда чувствуешь свою востребованность, когда делаешь благо для ближнего своего.
Автор: Виктор Минаков