Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
До конца был верен долгу

До конца был верен долгу

Александр Уваров, заместитель начальника Зиловской дистанции пути по текущему содержанию

Более 19 лет отдал работе в Зиловской дистанции пути Александр Уваров. Начало его трудовой деятельности относится к ноябрю 1993 года, когда по окончании средней школы он пришёл монтёром пути на стальную магистраль Забайкалья. За его плечами остались ступеньки служебного роста от рабочего до руководителя предприятия. 14 февраля Александр Уваров трагически погиб, не дожив до своего 35-летия ровно восемь месяцев…


Мне довелось видеться с этим человеком дважды. Это было летом 2010-го и зимой 2011 года. Тогда в дорожной газете были опубликованы корреспонденции о работе зиловских путейцев.


Весной 2010 года в ходе дорожного комиссионного осмотра в дистанции обнаружили серьёзные нарушения в содержании путевого хозяйства. Перед коллективом поставили задачу – выйти из зоны критики. Спустя месяц мы беседовали с заместителем начальника Зиловской дистанции пути по текущему содержанию Александром Уваровым. К чести зиловчан, основную часть нарушений они уже устранили.


– Всё под контролем. Будем стремиться к тому, чтобы впредь такого не повторялось, – уверенно заявил Александр Васильевич.


За два дня до нашего разговора положение дел на предприятии проверил начальник Могочинского отделения дороги. Практически всё, что нужно было сделать, например, по срокам разрядки температурных напряжений в плетях бесстыкового пути, зиловчане сделали. Для полного завершения этой работы оставалось последнее технологическое “окно”. В полном объёме путейцы выполнили к началу лета работу по разгонке и регулировке стыковых зазоров. Разрядив кустовую гнилость шпал, они перешли к их плановой замене.


В следующий раз мы увиделись с Александром Васильевичем в самый разгар суровых декабрьских морозов, когда столбик термометра опускался ниже 40-градусной отметки. Анализируя итоги уходящего года, руководство дистанции пути намечало работу на перспективу. На работу приняли более 30 “первозимников”, большинство из которых составляли монтёры пути.


– Со всеми новичками провели занятия с целью изучения особенностей работы путевого хозяйства в зимний период, – подчеркнул тогда Александр Уваров.


Своевременно подготовили к зиме все 68 пунктов обогрева, способных надёжно защитить людей от морозов. Коллектив выполнил все задания. Своими силами зиловчане провели усиленный подъёмочный и подъёмочный виды ремонта. При плане 15 км шлифовку рельсов произвели на 47 км. Полностью были выполнены задания по постановке кривых в расчётное положение, по усилению кривых малого радиуса и переводных кривых на стрелочных переводах, замене ремкомплектов, смене и наплавке крестовин. Вместо тысячи старогодних шпал уложили на земполотно в три раза больше. Вместо 200 заменили 380 дефектных рельсов.


У коллектива дистанции уже сложилось положительное мнение об участковом методе содержания пути. Одним из плюсов работы по-новому Александр Уваров считал чёткое представление о поставленных задачах и их оперативное исполнение бригадами неотложных работ. Запомнились его слова о том, что участковый метод улучшил контроль над состоянием верхнего строения пути. В частности, речь шла о мастерах по промерам и путевых обходчиках, которых новый метод обязывает знать и чувствовать буквально каждый метр железнодорожного полотна. Что касается сдерживающих факторов, то путейцы сетовали на состояние подъездных грунтовых дорог к местам ремонта. Это серьёзная помеха для мобильности бригад.


– Думаю, это дело поправимое, и со временем проблема будет снята, – уверенно сказал тогда в беседе Александр Уваров.


…Его можно считать потомственным путейцем. Общий трудовой стаж семьи Уваровых в Зиловской дистанции пути превышает 100 лет. Их здесь знают как дисциплинированных и ответственных работников. Привычку к добросовестному труду Уваровы передали и детям. Глава семейства, Василий Иванович, в своё время был известен тем, что мог обнаруживать даже скрытые дефекты верхнего строения пути. До самого выхода на пенсию он считался одним из лучших общественных инспекторов по безопасности, выбираемых из монтёров пути. Как-то в течение года он обнаружил 26 нарушений, в том числе четыре – на стрелочных переводах.


Несколько десятков лет отработала в Зиловской дистанции пути и мама Александра Уварова – Светлана Ивановна. О ней отзываются как об исполнительном и надёжном человеке. Последние годы перед пенсией она трудилась станционным рабочим. И в дождь, и в мороз наводила порядок на сорока с лишним стрелках в западной горловине станции, очищая их от грязи, мазута, песка. Приходилось за смену прошагать не один километр станционных путей, чтобы путевым ключом подтянуть ослабленные болты или заменить сломавшиеся.


Получив после школы крепкую трудовую закалку, Александр Уваров отдал положенные для каждого настоящего мужчины два года службе в армии. Она проходила в учебном зенитно-артиллерийском полку. После успешного окончания “учебки” его в числе лучших оставили служить дальше. Присвоили звание сержанта. В семейном альбоме бережно хранится слегка пожелтевшая вырезка из окружной газеты. В статье “Порядок образцовый, коль сержант толковый” рассказывается о роли младших командиров в деле обучения и воспитания молодого пополнения. Приведу короткий отрывок из этой публикации:


“Не так давно прошло общее собрание сержантского состава части. На повестке дня стоял вопрос: “Роль сержантов в укреплении воинской дисциплины и поддержании уставного порядка в подразделениях”. Для повышения профессиональных навыков решено провести конкурс на лучшего сержанта части по огневой подготовке. Поставлен вопрос об активизации в батареях работы совета сержантов. А по итогам работы за прошедший период были отмечены сержанты Александр Уваров…”


После увольнения в запас Александр вернулся в родное Зилово и вновь стал работать монтёром пути. Вскоре его назначили бригадиром. В 2004 году окончил Читинский техникум железнодорожного транспорта по специальности “Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство”. Работал дорожным мастером, старшим дорожным мастером, заместителем начальника дистанции по текущему содержанию пути, а потом возглавил предприятие. Поступил учиться в Иркутский государственный университет путей сообщения, который ему, увы, окончить не довелось. Сослуживцы запомнили его как светлого и чистого душой человека.


– Не верится, что его больше нет с нами, – не скрывая горечи, говорит главный инженер дистанции Дмитрий Честюнин. – Мы выросли в одном посёлке. В одно время начали работать. Я – в Кавекте, он – в Арчикое. Александр душой болел за производство, был фанатом путевого хозяйства, очень любил своё дело, пропускал через себя все неудачи.


– С маленьких лет я всегда чувствовала защиту и поддержку старшего брата, – с болью в голосе рассказывает младшая сестра Александра Алёна Щеглакова, работающая экономистом в этой же дистанции. – У нас с ним разница в пять лет. Он был и остаётся для меня примером во всём…


С женой Натальей Николаевной Александр прожил и проработал рука об руку 15 лет, потому что она – его коллега, заместитель начальника дистанции по кадрам. И все эти годы они провели в любви и согласии.


– Отличный, надёжный во всех отношениях, работящий, заботливый, внимательный муж, – украдкой вытирая навернувшиеся слёзы (слишком свежа ещё душевная рана), говорит Наталья Уварова и окидывает взглядом уютную трёхкомнатную благоустроенную квартиру. – Всё здесь обустроено его руками. Сам разработал земельный участок, развёл малину и смородину. Много сил в свободное время, которого у него было немного, отдавал посадкам, прополке грядок. Всегда дарил мне цветы. Особенно весной, когда появлялись первые подснежники. Любил нас с детьми летом вывозить на нашей машине на природу…


В осиротевшей без отца семье остались двое детей: 13-летняя Даша и 9-летний Кирилл. Его отец хотел видеть в будущем хирургом.


…В тот злополучный февральский день Александр Уваров решил побывать в мостовой бригаде, где он работал мастером. Хотя мог никуда не ехать, поскольку находился в отпуске. Возможно, ощутил в душе какую-то тревогу за вверенную бригаду, которая находилась в нескольких километрах от посёлка. И не ошибся. Застал троих мостовиков на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Посадив их в свою машину, повёз на медицинское освидетельствование в Зилово. Что конкретно произошло в пути, сейчас выясняет следствие. Известно, что пьяные путейцы нанесли Александру Уварову ножевой удар, после чего сожгли тело в автомобиле в лесу.


Светлая память светлому человеку!

Автор: Юрий Мартыненко


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»