При подготовке наградного листа на представление Виктора Филиппова к медали ордена “За заслуги перед Отечеством” второй степени его руководителям пришлось потрудиться, сокращая перечень трудовых подвигов авторитетного шофёра.
На счету Виктора Лаврентьевича столько потушенных пожаров и реактивных доставок расчётов к местам возгораний, что если их собрать вместе, получится монография. Но наградной лист – не брошюра, потому оставили самое ценное.
Впрочем, медалью ордена его наградили не по случаю прошедшего шестидесятилетия, а за редкое умение добросовестно и безаварийно трудиться долгие годы.
– Он спас многих людей и воспитал немало молодых работников. Филиппов – признанный авторитет в своём деле. Такой не подведёт! – сказал мне старший инспектор ведомственного пожарного надзора Читинского региона ЗабЖД Александр Дворковский, приглашая в гараж, где в эти сутки дежурил Виктор Лаврентьевич.
Наш герой возился с автомобилем и с ходу признался, что секрет его любви к работе – в надёжности коллектива, готового в любую минуту выполнить благородную миссию.
– Когда спасаешь людей и имущество, не возникает грустных мыслей по поводу того, что жизнь проходит впустую, – улыбаясь, добавил Виктор Филиппов.
Путь этого сильного и смелого человека в пожарной охране начался с 1974 года. Витя тогда был студентом горного техникума, приехавшим в Читу с рудника Кадая Калганского района. Стипендия была скудной, а Виктор уже женился, поэтому он направил стопы на угол улиц Недорезова и Комсомольской, в пожарную часть, давшую название этому району Читы – Пожарка. Там работал до 1976 года, а потом часть переехала на Девичью сопку, где семья Филипповых получила жильё.
Один из первых своих выездов Виктор запомнил хорошо. В Чите на улице Калинина (ныне – Амурская) полыхало здание кукольного театра. К объятому пламенем дому он прибыл вместе с сыном известного забайкальского писателя Брониславом Лавринайтисом, который тоже подрабатывал пожарным, будучи студентом медицинского института.
Огонь пожирал первый этаж. По негоревшей лестнице вбежали на второй, где нашли двух задыхающихся девушек и парализованную женщину, у них изо рта уже шла пена. В этот момент пламя отрезало путь к отступлению. Девушки вцепились в предложенные КИПы (дыхательные приборы), не давая дышать пожарным... Но тут, к счастью, к окну подвели лестницу и парни эвакуировали читинок.
А в конце 70-х на станции Кадала произошло крушение грузового состава. Огонь гудел на площади в три километра над 17-ю цистернами солярки. Виктор орудовал среди лопающихся бочек уже в жароотражающем теплозащитном костюме. Рядом полыхали бараки и надворные постройки, а пожарные под слоем пены накрывали кипящий ад брезентом...
В конце 80-х – начале 90-х у Филиппова случались такие смены, когда за сутки приходилось выезжать более 13 раз – зимой было много возгораний от перекала печей, труб и проводки. В то же время ему довелось поработать на пожаре читинского мелькомбината, что горел трое суток. В этом пекле плавилось даже пожарное оборудование и “боёвки” огнеборцев.
До 1995 года он служил в управлении государственной противопожарной службы областного УВД, а затем начал трудовой водительский путь в Читинском отряде ведомственной охраны. Здесь он стал участником тушения сложнейших пожаров.
В июне 2005 года произошла утечка опасной жидкости – полиизоцианата на контейнерной площадке станции Чита-1. Вывезя к месту происшествия караул, Виктор Филиппов правильно выбрал место парковки автомобиля, обеспечив безопасность бойцов и ускорив боевое развёртывание.
9 марта 2008 года в Чите по улице Ползунова, 17, в здании общежития загорелась нежилая комната. Первым на пожар прибыл дежурный караул с Читы-1, в составе которого был и Виктор Лаврентьевич. Огонь напирал, и вскоре жильцы четвёртого и пятого этажей были отрезаны от выхода из здания. В операцию по спасению людей Виктор Лаврентьевич включился незамедлительно. В итоге 12 человек, в том числе четыре ребёнка, были спасены из горящего здания. Виктор Филиппов лично спас двух человек. За смелые и решительные действия на пожаре Виктор Лаврентьевич был поощрён денежной премией губернатора Забайкальского края, которую, кстати, герою выплатили лишь в ноябре 2012 года.
В апреле 2009 года в посёлке Наклонный огонь уничтожил семь жилых домов. Виктор Филиппов установил автоцистерну на естественный водоисточник, обеспечив бесперебойную подачу воды. Благодаря его действиям удалось отстоять посёлок.
В апреле 2011 года во время штормового ветра до 28 метров в секунду загорелась база ПМС №54. Огонь шёл на жилой сектор. В кромешном дыму Виктор Лаврентьевич организовал подвозку воды, и пламя удалось осадить.
За мужество и героизм он неоднократно поощрялся грамотами и благодарственными письмами, дважды – в 2005 и 2009 годах, был удостоен звания “Лучший по профессии в филиале ФГП ВО ЖДТ России на Забайкальской дороге”. Начальник пожарной команды станции Чита-1 Дмитрий Сараев отмечает, что его подчинённый – человек сильный и смелый.
Виктор Филиппов говорит, что состояться в профессии ему помогло детское увлечение. За “баранку” впервые сел пятилетним пацаном, а лет с семи уже водил машину. Этим и объясняется выучка аса, который до недавнего времени регулярно и успешно участвовал в спортивных соревнованиях, проводимых в команде, отряде и крае.
С 1983 года он занялся автоспортом, в считанные дни став кандидатом в мастера. В 2004–2005 годах был победителем в классе “Водитель грузовых автомобилей Читинской области”, а ныне является судьёй высшей категории по автоспорту. На прошедшем 31 марта в Засопке чемпионате России он был начальником трассы и комиссаром по безопасности.
– Автоспортом я увлёкся случайно, – говорит Виктор Филиппов. – В студенческие годы занимался боксом на стадионе “Труд”, и там видел соревнования автомастеров, про себя отмечая их промахи. А позже, будучи уже пожарным, во время соревнований на Мемориале боевой и трудовой славы забайкальцев честно спросил: “А лучше ездить у вас не умеют?” “А ты сможешь? Садись!” – ответили мне.
И он сел за руль, на долгие годы оставив позади себя даже более перспективных. По его словам, “больше ездил, чем работал”, играючи затмевая коллег в Чите, Улан-Удэ, Иркутске, Сыктывкаре, Перми, Ярославле, Хабаровске, Владивостоке, Находке...
Сейчас он отошёл от активных выступлений, но скучать не даёт пятилетняя внучка Вероника, которая при обучении навыкам вождения бьёт дедушку по руке, требуя самостоятельности.
Ветеран автодела говорит, что спорт и годы работы в “пожарке” помогают ежедневно.
– Экстремальных случаев на дороге много, народ недисциплинирован, игнорируют даже спецмашины, а от меня зависит жизнь людей, – говорит седой профессионал, для которого и машина – как живая.
Отсюда и его уважение к жизни вообще.
Кстати, он совершил по подвигу в феврале и марте этого года. Зимой он вместе с караулом при помощи лестницы-“трёхколенки” умело эвакуировал из горевшей на улице Онискевича, 17 квартиры на втором этаже шестерых человек, обеспечивая при этом расчёт водой.
А 11 марта горели 100 квадратных метров надворных построек по улице Кирзаводской, 42. Пламя уже лизало стоящий рядом двухэтажный деревянный дом. Виктор Лаврентьевич не только поставил машину “тютелька в тютельку”, но и помог с подачей ствола. Водяной “экран” уберёг жильё от неминуемой гибели.
В повседневности Виктор Филиппов не враг огню. Он любит посидеть у костерка возле речки, даром что Рыба по гороскопу. Но если огонь проявляет буйство, нокаут ему обеспечен.
Наша справка: Виктор Лаврентьевич Филиппов – водитель пожарного автомобиля пожарной команды станции Чита-1 Читинского отряда ВОХР – структурного подразделения филиала федерального государственного предприятия “Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации”. Родился 18 марта 1952 года в селе Кокуй Сретенского района Читинской области. Образование среднее специальное. Общий стаж работы 40 лет. С 1983 года занимается автомобильным спортом. Кандидат в мастера спорта. Судья высшей категории по автомобильному спорту.
Автор: Сергей Гриднев
Forum with id 24 is not found.