Повод для этой поездки был не самый лучший. В январе Забайкальская железная дорога «прогремела» на всю страну. Здесь было допущено пять сходов в организованных поездах. В двух случаях эти события были квалифицированы как крушения. Положение с безопасностью движения поездов было признано критическим.
Во многих случаях причинами сходов стало состояние пути. И Центральная дирекция инфраструктуры обратилась к своим региональным дирекциям с просьбой командировать на Забайкальскую дорогу лучших своих специалистов с задачей за самый короткий период помочь стабилизировать положение в хозяйстве пути. От Горьковской в дальний путь отправились заместитель начальника дирекции – начальник Казанского отдела инфраструктуры Владимир Бакулин, заместитель начальника службы пути по искусственным сооружениям Александр Новиков и трое заместителей начальников дистанций по текущему содержанию пути: Алатырской – Юрий Андряшин, Ижевской – Вадим Асаев, Горький-Казанской – Евгений Олюнин.
Станция назначения – Шимановская
Собрали их всех вместе в Нижнем Новгороде, напутствовали, пожелав, чтобы оправдали доверие и высоко держали марку Горьковской магистрали.
– Поначалу мы и не представляли себе, чем именно будем заниматься в Забайкалье, – рассказывает один из участников этого «десанта» Вадим Асаев. – Да, о крушениях слышали. Последствия их приблизительно представляли. Думали, что разберемся на месте.
Самолетами добирались сначала до Москвы, потом до Благовещенска. А до станции назначения – Шимановской – потом несколько часов на автомобиле. Впечатления от федеральной и до сих пор окончательно не построенной автотрассы Владивосток – Чита остались не самые благоприятные.
Рекогносцировка на месте
Александр Новиков и Владимир Бакулин затем остались в конторе ПЧ, чтобы изучить документацию, познакомиться с руководителями дистанции и выслушать их предложения о выработке плана мероприятий по оптимизации работы. Трое выехали на участки.
– Мы не увидели здесь какого-то запустения. Впечатления разрухи не было. После натурного осмотра путь выглядел вполне пристойным, – вспоминает Евгений Олюнин. – И все очень красиво вокруг.
– На нашей Ижевской дистанции балловая оценка даже несколько хуже, – вторит ему Асаев. – Такой путь могут содержать только настоящие толковые специалисты-путейцы. Тем интереснее было разбираться в причинах случившегося.
Те, кто хоть однажды побывал в этих краях, никогда не забудут его красоты: широкие, уходящие за горизонт долины, окаймленные пологими вершинами поднимающихся ввысь сопок. Но десанту было не до красот.
Уроки организации
– Я считаю, что предпосылки январских событий заложены в организации работы, – резюмировал Александр Новиков. – Квалификация специалистов сомнения не вызывала. Очень многое решил так называемый человеческий фактор.
Не мог не решить. И хотя Шимановская дистанция всегда считалась одной из лучших на дороге, личность ее руководителя не всем из вышестоящих была симпатична. Его отстранили от работы под надуманным предлогом. А замены в течение длительного времени найти так и не смогли. Не то что равноценной замены – замены вообще. А насколько эффективно может работать «обез-главленное» предприятие? Поэтому первой рекомендацией специалистов с Горьковской дороги стало возвращение опального руководителя. Вернули.
Развернутая длина путей в Шимановской дистанции – 270 километров. В штате ее – 269 монтеров пути. В Ижевской дистанции, примерно равной по району обслуживания, – 148. Но на материальных складах и в табельных исключительно малые, по сравнению с нашими, запасы расходных материалов. Почему?
– Я понял, когда просмотрел документацию, – говорит Вадим Асаев. – По отчетам, там на столько все хорошо, что заявки на поставку материалов под конкретные виды работ у них просто не принимают. А с голыми руками что можно сделать? Ничего. Почему никто из проверяющих не мог обнаружить это несоответствие раньше – большой вопрос. Может, их просто не было? А если и были, то в «поле» – и мне это трудно представить – вообще не выходили?
И подобных несоответствий было достаточно много. В том числе фиктивные акты по устранению надуманных замечаний несуществующих комиссий и по расходу материалов, и по трудозатратам.
– Мы написали очень объемные планы мероприятий по приведению состояния путей в нормативное содержание, – говорит Евгений Олюнин. – И было видно, что по подавляющему большинству позиций местные путейцы с нами согласились. Мы достаточно много общались с ними. Они много расспрашивали об опыте работы путейцев на нашей дороге. И, следует сказать, привычные для нас вещи показались им несбыточной мечтой для них.
Например, условия труда и быта. Когда горьковчане рассказали им о своих бытовках, в которых можно не только элементарно переодеться, но и принять душ, приготовить пищу, то это вызвало даже некоторое изумление: такое отношение к трудовому человеку! Конечно, рынок труда в Забайкалье очень ограничен, а работа на железной дороге с приличной для этих мест заработной платой и зональными надбавками считается престижной. Хотя и очередь за воротами предприятия не стоит. Плотность населения в Забайкалье низкая, и составить эту очередь просто некому. Поэтому конкуренция за рабочие места отсутствует. Сайты местных служб занятости предлагают вакансии чаще всего менеджеров по продажам и охранников, а на предприятиях – вообще только водителей и инженеров по охране труда... И объявления эти висят месяцами: спроса нет. Неудивительно, что для машинистов с Горьковской железной дороги командировки на Забайкальскую перестали быть событием в жизни. Хорошо было бы, если бы и с путейцами такого не случилось...
Хотя и Андряшину, и Олюнину, и Асаеву пришлось еще по разу слетать на Шимановскую дистанцию пути. Московское начальство, памятуя об истории с приписками, решило убедиться в том, что работы по выполнению планов намеченных мероприятий идут. И не только по отчетам.
– Работают ребята, – поспешил успокоить Олюнин. – Своими глазами видел.
Место встречи
Эти пятеро все вместе собирались только в той поездке. С тех пор встречаются изредка, на представительных совещаниях или других специфических мероприятиях. Снимок, который мы сегодня публикуем, сделан на дорожной школе по бесстыковому пути, проходившей в Муроме. Мне пришлось быть свидетелем встречи Вадима Асаева и Евгения Олюнина. Андряшин, к сожалению, приехать не мог. Новиков был в очередной командировке, а Бакулин решал неотложные вопросы у себя в Казани.
– А хотели бы вновь встретиться? – спрашиваю у «забайкальцев».
– Можно. Но только по другому, хорошему поводу, – ответствовали те.
А центральная дирекция «свела» фамилии наших пятерых в одном приказе: «За оказание Забайкальской дирекции инфраструктуры предметной помощи в вопросах организации обеспечения безопасности движения поездов и разработки комплекса мер по стабилизации работы отметить следующих работников Горьковской дирекции инфраструктуры: часами начальника Центральной дирекции инфраструктуры – Бакулина Владимира Борисовича, Новикова Александра Анатольевича; благодарностью – Андряшина Юрия Ивановича, Асаева Вадима Фахразиевича, Олюнина Евгения Александровича».
Автор: Николай Кожин
Forum with id 24 is not found.