В конце рабочего дня на станции Меновой Двор затишье. Издали увидев меня, навстречу выходит крепкий, спортивного вида мужчина в аккуратной спецовке и оранжевом жилете.
– Так, значит, это была не шутка! Позвонили, мол, с тобой корреспондент «Призыва» хочет встретиться, – говорит он серьёзно, подавая руку для пожатия.
Юрий Пименов – монтёр пути Оренбургской дистанции. В основном занят на производстве как путевой обходчик, но может работать и сигналистом. Вниманием к своей персоне несколько озадачен – хоть он и на хорошем счету, но ничем выдающимся до сих пор отмечен не был.
– Расскажи, пожалуйста, как тушил огонь в полосе отвода, – прошу путейца.
– Взял ведро у охранников дачного посёлка и начал заливать водой из оврага, – коротко отвечает он.
Но меня интересуют подробности. И он терпеливо и последовательно начинает рассказывать об этом незначительном, по его словам, случае.
В тот день Юрий совершал обход своего участка. На границе 20 и 21 километра участка Оренбург – Илецк, как раз напротив сторожевой будки дачного массива Протопоповская Роща, заметил идущий из-под откоса дым. Подбежал поближе. И увидел расходящееся веером по прошлогоднему травяному сухостою пламя. Этот «веер», раздуваемый ветром, распустился уже широко, метров на 25!
Пименов сразу же оценил обстановку. Впереди, в 50 метрах по ходу пламени, шкаф автоблокировки и переговорная стойка. Хоть и обкошена трава вокруг, как положено, но ветер дует как раз в ту сторону, а жар от пламени распространяется далеко. Возможно, там кабель СЦБ выходит из-под земли наружу, и тогда огонь может повредить его. И ещё по границе с полосой отвода проходит автодорога, а за ней раскинулся дачный посёлок с вишнёвыми садами. Если туда от ветра залетят искры, то на опушке вспыхнет бурьян, а дальше…
Что могло случиться дальше, коренному оренбуржцу долго объяснять не надо. Три года назад в этом дачном массиве всего за несколько часов выгорело 17 гектаров насаждений. Пострадали 80 участков из четырёх смежных садоводческих обществ. Пожар сообща тушили 20 боевых расчётов ГОЧС и 10 городских поливочных машин. Участвовал в тушении и пожарный поезд станции Оренбург. Лишь по счастливой случайности тогда не было жертв.
Нельзя было терять ни минуты. Юрий тут же вспомнил, что, проходя по этому месту, обычно слышал кваканье лягушек. Там, за дорогой, в низинке, до середины лета не высыхает талое озерцо.
– Мужики, у вас вёдра есть? – спросил Пименов, постучавшись в дверь охранного поста.
Охранники выдали искомое. Юрий схватил ведро и побежал к озеру. Зачерпнул воды и пустился обратно – круто в горку с полсотни метров. Сколько раз пришлось так сбегать, он не помнит, раз 20, наверное. Отмечает только, что приближаться к огню было трудно, а издали ведром не плеснёшь. Жар палил такой, что пришлось прикрывать лицо курткой.
– Заливал не только траву, но, главным образом, пеньки от вырубленного кустарника – они тлеют долго, и возгорание могло повториться, – объясняет Юрий.
Когда на место прибыли вызванные охранниками дач пожарные, всё было кончено. Над обугленным участком стоял запах гари, Юрий вытирал рукавом вспотевшее лицо.
– Парень, однако, смелый оказался, – со знанием дела поблагодарили его бойцы ГОЧС.
Что угрожало добровольцу? Да мало ли, могла затлеть его одежда, мог отравиться угарным газом. Но об этом Пименов в тот момент не думал, просто делал своё дело, потому что больше было некому.
Полагаться только на себя Юрий привык, ведь работать ему приходится, как говорится, «в одно лицо». На протяжении 16 лет после окончания Оренбургского железнодорожного техникума обходит он свой шестикилометровый участок: три километра от Менового Двора в одну сторону, три – в другую. Сам находит неисправности, чаще всего сам их и устраняет. А ещё иногда берёт с собой мешок, чтобы собирать брошенные на насыпь бутылки и прочий мусор.
– Должно быть, кто-то из прохожих бросил окурок, вот и загорелась трава, – высказывает он версию случившегося.
По краю насыпи дачники проторили тропу, поэтому, кроме сбора мусора, сюда приходится постоянно подсыпать балласт, чтобы не оголялись концы шпал. Но и без того у обходчика полно обязанностей: он смазывает, подтягивает, если нужно, меняет болты рельсовых скреплений. Следит за «маячковыми» шпалами, чтобы не образовался угол в плане от смещения разогретой солнцем плети. И, конечно же, участвует в проведении «окон» вместе с бригадой.
– Юрий Александрович очень добросовестный работник и отзывчивый человек, – характеризует своего подчинённого дорожный мастер Александр Гринько. – Путь знает до тонкостей, ни одну неисправность не оставляет без внимания. И всегда готов прийти на помощь. Например, в свободное от работы время вместе с товарищами помогал строить дом для нашего монтёра Алика Жупниязова.
Участвовать в тушении пожара Юрию Пименову приходилось и раньше. В прошлом году загорелась лесополоса неподалёку от станции Меновой Двор. Пламя распространялось в сторону промышленной базы и складов топлива. В помощь пожарному поезду станции Оренбург привлекались работники Оренбургской дистанции пути.
– Вот тогда я и узнал, что корни растений долго тлеют, вызывая повторные возгорания, – вспоминает Юрий. – Мы трое суток попеременно дежурили, чтобы погасить все очаги. Хорошо, что в этот раз удалось не допустить распространения огня.
А что подумал город, узнав о поступке путейца? К сожалению, в телевизионных интервью по поводу случившегося напуганные дачники высказывали самые нелепые версии. Например, о том, что железнодорожники сами палят прошлогоднюю траву. Сами палят, сами и тушат…
– Конечно же, это не так. Вблизи полосы отвода железной дороги запрещено сжигание порубочного материала и бытового мусора, – прокомментировал ситуацию начальник отдела инфраструктуры ЮУЖД по Оренбургскому региону Александр Саликов. – Кстати сказать, несанкционированные свалки мусора в черте города – настоящий бич для путейцев. Одну убираем, другая появляется. Нужно поблагодарить обходчика за самоотверженность, а горожанам напомнить, что рядом с железнодорожными путями нельзя бросать ни бытовой мусор, ни окурки.
Автор: Вячеслав Войтин
Forum with id 24 is not found.