Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Модель страны не подиум рекламный

Модель страны не подиум рекламный

Александр Ливерко, руководитель кружка железнодорожного моделированияьного школы № 39 ОАО «РЖД» (Россошь)

В 2009 году президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину и старшему вице-президенту, главному инженеру компании Валентину Гапановичу было представлено творчество ребят из кружка железнодорожного моделирования россошанской школы № 39 ОАО «РЖД». Умиления не было. Был восторг от проделанной детьми работы, которая в буквальном смысле вышла на уровень ведущих конструкторских бюро.


Генеральный конструктор «Сапсана» Андреас Лип ошарашен: школьники из российской глубинки, спустившись в яму под немецкий локомотив, дают профессиональные советы по улучшению качества эксплуатации, замене определённых узлов…


Главный инженер компании проводит селекторное совещание, итог которого: начальник Юго-Восточной магистрали и главный инженер дороги дают заказ-наряд школьникам на создание действующей модели отечественного скоростного локомотива.


Результаты не заставили долго ждать. Через год создана действующая модель чисто пассажирского локомотива, развивающего скорость до 370 км/ч. На следующий год представлена действующая модель грузо-пассажирского электровоза нового поколения, работающая в двух режимах: скоростной режим (пассажирские перевозки) до 370 км/ч; режим тяги (грузовые перевозки) – 80-120 км/ч. В локомотиве произведён перерасчёт и конструирование редукторов передачи движения от тягового электрического двигателя к колёсной паре, улучшены аэродинамические качества. Модель оборудована токоприёмниками нового – реечного – типа, разработанными и выполненными учащимися. В 2012 году создана модель сверхскоростного локомотива, которая, как и прежние, не уступает зарубежным аналогам, а по иным параметрам и превосходит их.


Не фантазии, не мечты о завтрашнем дне: чёткая конструкторская мысль, воплощённая в практике. Действующая модель «Универсальная рама ячеечного типа – устройство для установки колёсных пар и тяговых электродвигателей локомотивов на платформе» признана изобретением, на которое выдан патент.


Использование рамы в локомотивных депо позволит увеличить срок службы железнодорожной платформы, уменьшить время её простоя под погрузкой и выгрузкой. Привносится экономия более 100 тысяч рублей в месяц только в одном ремонтном депо. Модель «Универсальная передвижная установка для сушки и восстановления сопротивления изоляции тяговых электрических двигателей электровозов серии ЧС4, ЧС4Т, ЭП1М» при её запуске в производство принесёт экономию в масштабах страны в десятки миллионов рублей.


В местном ремонтном депо уже внедрена установка для притирки щёток тяговых электрических двигателей электровозов. Раньше слесарь вручную за 20 минут протирал три щётки. Сегодня за две минуты обрабатывается 12 щёток. Решена проблема с оседающей в процессе работы пылью.


Разработанная школьниками установка автоматической подачи контактного провода заняла второе место на Всероссийской выставке научно-технического творчества молодёжи.


Перечисление всех разработок, принёсших призовые места на различных всероссийских выставках технического творчества, займёт много времени. А для руководителя школьного объединения Александра Ливерко нет в этом ничего удивительного:


– Сам я трудился в дистанции связи. В 1988 году пришёл в школу простым учителем труда. Кружок моделирования был до меня, но перестроечное время прервало его существование, опоясав прежнее увлечение паутиною. Пять лет назад расчистили с детьми стартовую площадку. Мы продолжили дело, но кардинально изменили направление в творчестве: что-то копировать уже ранее созданное только в меньших масштабах?.. Может, это и интересно, когда не предлагается движения вперёд. Наша практика показала, что ребёнок – незакомплексованный творец, которому подвластны решения задач любого уровня. Если хотите, на базе школы мы создали своеобразное конструкторское бюро, решающее насущные проблемы. И это оказалось детям интересно. Из кружка мы выросли в объединение, насчитывающее 40 человек. Работаем совместно, монолитом. Здесь нет распределения обязанностей. Каждый фантазирует, предлагает варианты, проецирует на компьютере и с напильником стоит у станка.


Мы выросли из детских шортиков, своими действующими моделями оставляя далеко позади разработки ведущих вузов страны. Всё дело в реальности поставленных задач и нужности их воплощения.


Это не бахвальство, не завышение своей планки. Работу детей заметила не только железнодорожная отрасль. В прошлом году мы были приглашены на крупнейший Международный форум по интеллектуальной собственности в странах Восточной Европы «EXPOPRIORITY-2012». Собралось более 2500 специалистов из 200 российских и иностранных компаний. За четыре года существования форума впервые в его работе приняли участие школьники и… забрали бронзовую медаль! Разве это не показатель потенциала тех, кого зачастую считают потерянным поколением, ушедшим от реальности в мир компьютерной рекламы?!


За этими тисками-станочками стоял ещё сам Ливерко, будучи учеником. Может, и бывают устаревшие орудия труда, но когда они – базовым фундаментом в развитие завтрашнего дня, когда ученика не сковывают тисками разработанных раз и навсегда программ, когда полёт мысли не сбивается устоявшейся формулой – в будущее смотришь с оптимизмом!


За пять лет существования объединения четыре раза школа прощалась со своими выпускниками. Но моделирование не окончилось: только в МИИТе сегодня учатся восемь воспитанников Александра Ливерко.


– Наша связь не прерывается. В контакте с бывшими учениками – сегодняшними студентами. А как может быть иначе, если служим одному делу, идём по одной дороге, масштаб которой измеряется трудом каждого. Из малых форм вытачиваются большие свершения!

Автор: Константин Ефремов


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»