Машинист эксплуатационного локомотивного депо Няндома Виктор Заварин и его помощник Александр Пивков боролись за локомотив до прибытия пожарного поезда. Сами пострадали, но машину отстояли.
В прошлую субботу они, как обычно, осмотрели и приняли 2ТЭ10М. Не новенький, конечно, но исправный, ехать можно. Ничто, как говорится, не предвещало. Прицепили состав со щебнем для балластировки пути и повели в сторону Архангельска.
Дым и 13 огнетушителей
«После станции Ивакша услышали хлопок – вспоминает Виктор Заварин. – Я применил служебное торможение, но дизель не глох. Открыли дверь в дизельное помещение, а там всё дымится …»
Помощник машиниста побежал в другой конец секции и отключил дизель кнопкой предельного регулятора. А вернуться тем же путём в кабину уже не смог из-за сильного задымления. Выходить пришлось через вторую секцию.
Серо-желтоватый дым повалил в кабину. Видимость – вытянутой руки не видно.
Бригада надела дыхательные аппараты СПИ-20, но они если и помогали, то недолго. Приходилось выбегать из кабины на улицу, чтобы глотнуть свежего воздуха.
Сразу же решили использовать пожарную пенную установку. Потом пустили в ход огнетушители. И своего локомотива, и встречного, ехавшего резервом.
Всего использовали 13 огнетушителей. Но дым всё равно валил из всех щелей. В тепловоз было не зайти.
Металл шипел
«Минут через 20 вижу – дело плохо, вызвал пожарный поезд, – продолжает Виктор. – Потом мы расцепили секции локомотива. Помощник закрепил дымящую секцию тормозными башмаками. Я же пустил в ход пенную установку второй «половинки».
Сразу после этого Заварин на уцелевщей секции отогнал состав примерно на 100 метров назад, чтобы огонь случайно не перекинулся.
Обезопасив поезд, бригада продолжила тушить ведущую секцию подручными средствами.
На счастье метрах в тридцати оказался технический колодец – бегали к нему с вёдрами и отсекали водой пламя от бака с четырьмя тоннами дизельного топлива.
«Больше всего мы боялись, что топливный бак взорвётся, – говорит Виктор Заварин. – Решили во что бы то ни стало его отстоять. Лили на него воду, металл аж шипел – так разогрелся».
Подошедший пожарный поезд решил исход борьбы. Кабина и высоковольтная камера ведущей секции выгорели полностью, зато дизель и другое оборудование удалось спасти. Вторая секция и 52 вагона со щебнем тоже не пострадали.
Прибывший на место происшествия начальник депо Няндома не узнал своих подчинённых: они были чёрными от копоти.
Только после того, как пожар был потушен, Заварин заметил, что обжог левый бок и руки. Пузыри были на локтях и ладонях: «За медпомощью не обращался, помазал медвежьим салом, хорошо помогает».
Ожог руки от раскалённого стекла получил и Александр. «Так, ерунда», – отмахивается сейчас он.
Потом Виктор с Александром не без помощи маневрового локомотива отогнали обе секции и состав на станцию Пукса. Домой Заварин попал около пяти утра.
Родные в трансе
«Мать и жена, когда им рассказал, были в трансе, – улыбается он. – Испугались. Вы же, говорят, «герои», и сами могли сгореть. Ну, говорю, а что было делать – сидеть сложа руки и ждать, пока догорит? Нет, решили побороться за тепловоз. Бегать с ведрами, конечно, тяжеловато было: мне уже 46 лет, скоро на пенсию, да и дыма наглотались, одышка была…».
«В начале, конечно, испугался, не по себе стало, – признался Александр. – Но потом бояться уже особо некогда было – локомотив тушили. Когда вернулся домой – невесте своей в подробностях рассказал обо всём. Слушала с большим волнением. А родители ещё ни о чём не знают, они на даче».
Своим молодым помощником, с которым работает четвёртый год, Виктор Заварин доволен. Ответственный, говорит, толковый парень, помыкать им не нужно. Охотой и рыбалкой увлекается. А увлечение Виктора – музыка.
«По молодости я в ансамбле играл, – рассказывает он. – Да и сейчас на концертной гитаре играю, когда компанией собираемся. Тут меня на юбилее попросили выступить – да какое там: пальцы-то ещё в пузырях. А так пою под гитару шансон. Ничего, скоро ожоги заживут».
Главное – не растерялись
После происшествия локомотивная бригада отгуляла полученный выходной, пообщалась с деповским психологом и уже снова сходила в рейс.
«Бригада действовала по инструкции. Машинист Виктор Заварин на локомотиве с 1989 года. Большой опыт его, конечно, выручил. Не растерялись – вот что самое главное в этой ситуации. Молодцы. Даже ремонтники, взявшие на себя вину за неисправность машины, их похвалили на разборе», – оценил новоиспечённых пожарных начальник депо.
Автор: Николай Порецкий