Вечером 18 июня после окончания работы начальник станции Чапаевск Николай Лемжин навестил своих родителей. Только семья села за стол, как раздались громкие хлопки, а затем взрывы. Николай выглянул в окно – со стороны Чапаевска поднимались столбы дыма. Понял, что случилось что-то серьёзное. Рядом расположены нефтехимические заводы, оборонные предприятия и артиллерийский полигон.
Первым делом Лемжин позвонил на соседнюю станцию Томылово, что в 5 км от полигона. Дежурная по станции Галина Лиходеева рассказала, что взрывы раздаются именно на полигоне, а на станцию идёт густая полоса дыма. Николай поспешил к коллегам.
«Поехал на машине, но все дороги уже были перекрыты, на трассе работали бригады «скорой помощи», пожарные и сотрудники МЧС. Свернул в сторону и погнал через лесопосадки знакомым мне просёлком. Проехал вдоль перегона Жигули – Томылово, увидел сильное задымление – это горели поля от разрывов снарядов», – рассказывает Николай Лемжин.
Когда он прибыл на станцию, движение по южному обходу уже было перекрыто, а грузовые поезда пропускали по главному ходу вместе с пассажирскими.
Дежурная Галина Лиходеева держалась молодцом, хотя, конечно, была напугана. Когда на полигоне начали взрываться снаряды, ударной волной выбило стёкла и двери на посту электрической централизации, где в это время она находилась.
«Успокоил Галину Александровну. Она опытный работник, но в такой ситуации оказалась впервые. Здание сотрясалось от взрывов, к станции уже подступал плотный дым, из окна было видно сильное зарево над полигоном», – рассказывает Николай Лемжин.
Через некоторое время станцию передали на диспетчерское управление, чтобы сигналы и стрелки переключались автоматически. Но покидать пост никто и не думал – в экстренной ситуации могли потребоваться человеческое участие и контроль.
К тому же ночью на перегоне могли оказаться люди в состоянии аффекта, выскочить на пути.
Ночью на станцию прибыли дежурные бригады монтёров пути, связистов, службы гражданских сооружений и старший электромеханик Самарской дистанции сигнализации, централизации и блокировки.
Каждый проверял своё хозяйство: оборудование релейных и напольных устройств, линии связи. Всё работало исправно, несмотря на обстрел. Оперативные бригады разъехались проверять работоспособность оборудования по линии.
Стало светать, и Николай Лемжин выехал на станцию Чапаевск. В предрассветной мгле на привокзальной площади стояли люди, слушали разрывы и обсуждали ЧП. Работники были предельно собранны, никаких лишних слов и движений, координировали работу смежных хозяйств, локомотивных бригад, вместе с сотрудниками вокзала успокаивали пассажиров.
Для Лемжина ночная смена плавно перетекла в дневную. Пропуск поездов в условиях ЧС требовал особого внимания и собранности. К тому же надо было постоянно быть на связи с представителями регионального управления МЧС.
Взрывы стихли лишь к вечеру. «Главный вывод из случившегося – весь коллектив станции в чрезвычайной ситуации показал себя с самой лучшей стороны. Настоящие профессионалы», – считает Николай Лемжин.
Автор: Дмитрий Попов