Глядя на скромного молодого человека, помощника машиниста Станислава Цыренова (на фото слева), сложно представить, что за его плечами есть дела, благодаря которым многие люди остались в живых.
С полуслова, с полувзгляда
Любящий муж, отец двух замечательных дочерей, опытный работник, отличный друг и напарник... Подобных слов сказать о нём можно много, но сам он это не очень приветствует – природная скромность не позволяет.
Начало его профессионального пути ничем особо не примечательно и не выделяется из ряда подобных. В 2001 году пришёл работать в ремонтное депо, после чего перевёлся в эксплуатацию помощником машиниста. Начинал с грузового движения, но потом ушёл в четвёртую грузопассажирскую колонну. В паре с машинистом Денисом Бурлаковым ходит уже четвёртый год. О своей совместимости оба со смехом говорят: «Нормально, психологи допускают же». Но судя по рассказам коллег, настолько слаженный тандем сложно найти. Их можно назвать образцовой локомотивной бригадой.
По мнению Станислава, самое главное в его работе – взаимопонимание. Конечно, можно говорить о регламенте, ПТЭ и прописных истинах, но в первую очередь необходимо с полуслова, с полувзгляда понимать, что хочет сказать тебе напарник. За четыре года коллеги не только досконально изучили друг друга, но и стали дружить семьями.
Работа в кабине локомотива дисциплинирует. Это то качество, которого зачастую не хватает людям «гражданским»: они могут позволить себе где-то расслабиться, где-то опоздать. А от того, насколько требовательны к себе машинист и его помощник, зависит не только соблюдение графика движения поездов, но и человеческие жизни.
К необходимым качествам можно отнести и опыт. По мнению Цыренова, не каждому дано заниматься тем, что он выбрал для себя работой жизни. И, конечно, мало кто готов взвалить на себя такой груз ответственности, который лежит на плечах локомотивщиков.
Лучший отдых – с семьёй
Станислав утверждает: в его работе нет ничего особо сложного. Всё уже настолько доведено до автоматизма, что порой не задумываешься над тем или иным действием. Чтобы добиться такой чёткости выполнения своих обязанностей, важно не только знать их, постоянно учиться, но и правильно отдыхать и беречь нервы. Этому, в свою очередь, способствует семейное благополучие, здоровье родственников и детей. Проблемы в семье могут сильно отразиться на работе. Если по какой-то причине не смог нормально отдохнуть перед рейсом, и дела домашние не выходят из головы, то начинаешь терять бдительность, ухудшается реакция. А ведь иногда бывают моменты, когда необходимо принять решение за доли секунды.
– Благо у нас с этим всё в полном порядке, – добродушно улыбается Цыренов. – Сейчас вот лето наступило, дети дома. Для меня лучший отдых – с семьёй. У нас рядом с домом парк, куда я люблю с детьми ходить. Или в деревню съездить, в огороде поковыряться. Ещё я спортом увлекаюсь – в зал хожу. А семья у меня понимающая. Жена знает, что работа сложная, уважает, старается не тревожить. Дочки каждый раз в рейс провожают как на службу, целуют, просят вернуться скорее. После такого на душе приятно, на смену выходишь с удовольствием: знаешь, что дома тебя ждут. Жалко, что из-за долгих поездок только и успеваешь замечать, как быстро растут твои дети.
Так что всё своё свободное время Станислав старается уделять дочерям. Старшая нынче закончила четвёртый класс:
– Её классный руководитель Любовь Владимировна как-то поинтересовалась у меня о нашем железнодорожном музее, – вспоминает помощник машиниста. – Я переговорил с начальством, и мы организовали для детишек экскурсию. Выделили автобус, привезли школьников в музей, показали им все экспонаты: знаменитую лопату кочегара тепловоза, пулемёты времён Великой Отечественной войны и многое другое. Дети были в восторге. Больше половины мальчишек заявили, что хотят стать машинистами, а девчонки видят себя в роли дежурной по станции.
– Наши семьи к нам относятся как к добытчикам, – добавляет Бурлаков. – Чтоб принести домой мамонта, муж должен быть сыт и доволен. Можно сказать, что помимо основных трёх всем известных уровней реабилитации у нас есть четвёртый, самый важный – домашний.
За эти проклятые трещины
Обнаружение дефектов происходит достаточно часто. Например, излом боковой рамы тележки, к сожалению, явление нередкое. Другое дело – трещина в тяге тормозной рычажной передачи. Но проглядеть такое – значит не заметить прямую угрозу безопасности движения. Именно такой дефект выявил Станислав Цыренов 21 мая нынешнего года. Подобный случай в практике локомотивной бригады первый.
А дело было так. При приёмке электровоза ВЛ85 №031 по станции Слюдянка-1 с поездом №3172 во время осмотра ходовой части электровоза помощник машиниста обнаружил эти самые трещины на четвёртой колёсной паре слева, девятой справа и десятой справа по перемычке. Тут же была отключена тележка. Грамотные, правильные и своевременные действиям бригады предотвратили потенциальную катастрофу.
Качественный осмотр – залог успешного завершения поездки, считает Цыренов.
– Из-за трещины мог бы стереться шплинт, который держит валик, – углубляется в технические подробности Станислав. – Это уже может стать причиной попадания тяги под колесо. Подобный дефект чреват сходом состава.
Спасибо за живого сына
За четыре года совместной работы чего только не происходило с локомотивной бригадой. И чем больше они обнаруживали трещин, тем монолитнее становился их тандем.
А однажды Станиславу Цыренову пришлось спасать «трудного» пассажира от себя самого.
– Были мы в очередном пассажирском рейсе, – вспоминает Цыренов. – Вдруг, на перегоне Новопавловка – Хохотуй, на 5835 километре кто-то сорвал стоп-кран. Мы по рации у начальник поезда спрашиваем: что, мол, случилось? Оказалось, что один молодой парень, студент возвращался домой, видимо, у него были не все дома, поэтому в тамбуре последнего вагона он разбил стекло и забрался на крышу. Там как раз кривая была, мы глядь – точно, человек по вагонам бежит. Поезд остановился, я из кабины выскочил и побежал вдоль состава. Увидев парня, начал его уговаривать спуститься. А у него над головой контактный провод в 29 тысяч вольт.
Шандарахнуть могло в любой момент. Благо мы успели сообщить о случившемся. Быстро приехала бригада контактников, и этот участок обесточили. Я с парнем разговаривать-то начал, вижу, что не пьяный, не под наркотиками, но ведёт себя странно, как будто его преследуют. Я ему говорю: «Слезай, поехали», а он отвечает: «Дай мне телефон, я с матерью попрощаюсь!»
– Самое интересное, что тот парень отказывался со всеми разговаривать, кроме Стаса, – добавляет Денис Бурлаков. – Так ему и пришлось – прямо как психологу – с тем мальчишкой полтора часа разговаривать. А на улице холодно – ноябрь уже был, у нас пассажиры мёрзнут – мы же всё выключили.
– Он в итоге до локомотива добежал, за токоприёмник схватился и говорит, мол, теперь поехали, – продолжает помощник машиниста. – Хорошо, что в один из моментов я успел его за ногу схватить да с крыши сдёрнуть. В кабину к себе его посадили, так он под нашим надзором до самой Читы и доехал. Там мы его милиции передали.
А на следующий день раздался звонок, я смотрю – номер незнакомый. А я ведь парнишке-то телефон давал, чтоб он матери позвонил – действительно, звонит его мама, плачет, говорит:
– Спасибо, что сына живым привезли.
Автор: Александр Еловкий
Forum with id 24 is not found.