Отменное зрение машиниста локомотивного эксплуатационного депо Челябинск помогло избежать возможной трагедии.
Опасная просадка
В ту жаркую ночь в первых числах июля машинист маневрового тепловоза Павел Чуличков только что перегнал сформированный поезд в парк «А» и возвращался на станцию Электростанция. Занимался рассвет, всего через три часа должна закончиться рабочая смена.
Профессионалы все, как один, утверждают: в темноте на путях не так-то просто что-то обнаружить, а тем более рядом с путями. Свет отражается от рельсов, поэтому они бликуют перед идущим локомотивом. Машина приближалась к железнодорожному мосту в районе улицы Труда (245-й километр), что практически в центре Челябинска. И тут машинист увидел в темноте, по правую сторону от путей, что-то странное, напоминающее тёмное пятно. По мере приближения Павел понял, что рядом с железной дорогой произошёл провал грунта.
– Скорость была небольшая, тем не менее времени затормозить уже не оставалось, – говорит он. – Мы «проскочили» этот участок. Затем я быстро, согласно регламенту, связался с дежурным по станции. Тот, в свою очередь, доложил по рации диспетчеру, а затем и мастеру.
На место тут же выехали специалисты. Уже в течение часа после доклада машиниста скорость движения на этом участке была ограничена до 15 километров в час.
Позже начали разбираться в произошедшем. Но какие бы ни были причины, ясно одно: если бы не внимательность машиниста, могла произойти трагедия.
– Насколько мне известно, за мной по этим путям должен был пройти пассажирский состав, – продолжает Чуличков. – Не ограничь в этом месте скорость, неизвестно, что могло бы случиться. Как раз за пару дней до этого произошла трагедия в Краснодарском крае, когда с рельсов сошёл пассажирский поезд. Там, конечно, совсем другие причины. Но независимо от них, нельзя, чтобы подобное повторилось у нас.
Несмотря на то что его отметило и наградило руководство, своим поступком Павел Александрович не гордится и даже не особенно любит о нём вспоминать. Он уверен, что именно так должен поступать профессиональный машинист – докладывать при малейшем подозрении.
Многотонные «монстры»
Примечательно, что пойти работать на железную дорогу – детская мечта Павла. Его воспитывала одна мама.
– Она работала в отделе милиции Центрального района Челябинска, – вспоминает он. – Когда подрос, узнал, что мама часто выезжала с криминалистами на задержания преступников и даже к местам совершения убийств. Поначалу мне тоже хотелось стать милиционером.
Но окончательный выбор помогли сделать поездки к дедушке в село Калиновка Щучанского района. Буквально в 100 метрах от дома проходила железнодорожная ветка. Мальчуган целыми днями мог сидеть неподалёку от путей и наблюдать, как мимо идут поезда. Ему всегда было интересно, куда и зачем движутся многотонные «монстры». Тогда у Павла появилась мечта – попасть в кабину одного из них.
В 18 лет его призвали в Вооружённые силы и отправили служить в Красноярский край в ракетные войска стратегического назначения. После возвращения парень не сомневался, куда пойти работать. Он устроился на железную дорогу составителем поездов.
– Это был 2003 год, – говорит машинист. – Первым местом трудоустройства стала станция Электростанция. Признаться честно, начинать было страшновато и, в то же время, интересно. Этот труд не отличается разнообразием: своевременно подавали вагоны под погрузку, вывозили уже загруженные, формировали из них поезда, которые затем отправляли в Челябинск. Никакие специальные учебные заведения я не оканчивал. Да и не учат, по сути, на составителей. Все азы профессии впитывал прямо «в поле». Помню своих первых учителей: Василий Зайцев, Павел Ермолаев и Виктор Сорокин. Отличные специалисты, с помощью которых я узнал обо всех тонкостях этой работы.
Главное правило, которое старшие товарищи пытались донести до молодого парня, – соблюдение техники безопасности. Ему часто говорили: «Эти правила написаны кровью!». И неудивительно, ведь профессия травмоопасна. От неукоснительного соблюдения всех требований зависят здоровье и жизнь.
Спустя три года Павел становится помощником машиниста электровоза. Работа, естественно, отличалась существенно. Он стал реже находиться дома – в рейсы выходили практически через сутки. Прибавилось и ответственности.
– Помощник машиниста – это глаза и уши старшего товарища, – продолжает мой собеседник. – И ты отвечаешь за успех перевозимого груза или пассажиров ничуть не меньше коллеги. Приходилось ездить как на грузовых, так и на пассажирских поездах. Отлично помню своих первых напарников – Олега Демина, Игоря Шефера и Андрея Подоляка. Знаете, что меня больше всего поразило на железной дороге? Чувство локтя, поддержки и взаимовыручки! С настолько сильным их проявлением я не встречался нигде. Даже в армии. Пусть не обижаются «тяжеловесы», но с моей точки зрения, ответственность всегда больше именно у «пассажирников». Человеческая жизнь дороже любых грузов. Самым напряжённым было лето, когда населённость вагонов самая большая. Нужно быть готовым ко всему.
Вот она, моя «Чмуха»!
В 2009-м Чуличков учится в дорожной технической школе в Челябинске. Именно после этого он вплотную приблизился к заветной мечте – стать машинистом. Выпускник получил права на управление тепловозом и электровозом.
Выбор для себя он сделал, решив вернуться к маневровой работе на тепловозе.
– Дальние поездки – это не моё, – объясняет он свой выбор. – Поначалу работать самостоятельно было немного непривычно. Но теперь я буквально «сросся» со своим тепловозом.
Действительно, на этой конкретной машине ЧМЭ3 машинист трудится уже третий год и знает её досконально. Основное место работы тепловоза – Электростанция. Однако он подменный, и поэтому может выезжать на вызовы по всему Челябинскому региону.
Работа, действительно, непростая. Машинист маневрового локомотива должен видеть абсолютно всё вокруг своей машины, подмечать даже самые мелкие детали, которые могут отразиться на конечном результате. Быть может, именно благодаря этому наработанному навыку Павел и заметил просадку грунта. Более того, на манёврах приходится взаимодействовать с большим количеством специалистов: составителями поездов, дежурными по станциям, приёмосдатчиками…
– Вот она, моя «Чмуха», – Павел подводит нас к тепловозу. Машина идеально чистая. – У нас так принято, каждый экипаж наводит порядок. К примеру, мы полностью вытираем капот, ходовую, дизельную установку, наводим порядок в кабине. На это специального времени не отведено. Тем не менее стараемся успевать.
Свободного времени у экипажа ЧМЭ3 практически не остаётся. Бывают и смены, когда за 12 часов даже на минуту выйти из кабины не получается.
Самым большим своим достижением Павел считает благополучие дома.
– Главное в жизни любого мужчины – любящая жена и ребёнок. А что ещё надо? – говорит он. – Конечно, хочется, чтобы было больше возможностей для увлечений. В моём случае это рыбалка. Причём как зимняя, так и летняя. Мой тесть с тёщей живут в Октябрьском районе Челябинской области. Там рыбы очень много. Вот туда и езжу.
В конце нашей встречи Павел Александрович просит «не сильно раздувать его случай».
– Говорите, герой? – удивляется он. – Нет, настоящие герои водят тяжеловесные поезда через Уральский хребет. Вот там матёрые специалисты и очень нервная работа.
С той злополучной ночи Чуличков ездил по этому маршруту не раз. В месте просадки уже потрудились специалисты. Ограничение по скорости теперь 40 километров в час. Тем не менее там постоянно дежурят железнодорожники – мало ли что! Да и сам Павел после того случая начал ещё пристальнее вглядываться в ночную даль. И правда – мало ли что?!
Автор: Александр Кичигин
Forum with id 24 is not found.