Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Часовые порядка

Часовые порядка

Сергей Максюта, начальник стрелковой команды на станции Карасук

Деятельность стрелковой команды на станции Карасук наилучшим образом иллюстрируют не награды и поощрения, а блестяще проведенные операции по поимке злоумышленников. Несколько картин из непростых, а порой опасных служебных будней работников команды постарался живописать корреспондент «Транссиба».


Братья-разбойники


В середине мая этого года руководство команды получило тревожное сообщение от местных путейцев. На 14 километре перегона Татарская – Табулга было похищено – ни много ни мало – 880 противоугонов! Устройства эти изготовлены из черного металла, поэтому в единичном экземпляре особой ценности не представляют. Но когда счет идет на сотни штук, с такой добычи можно, по деревенским меркам, неплохо поживиться. Злоумышленники при этом не задумались, что этой кражей ставят под угрозу жизни сотен пассажиров поездов, которые ежедневно курсируют по этому перегону. Противоугон удерживает рельс от смещений во время прохождения поездов, а тут несколько сот метров пути осталось без единого устройства. Благо, обошлось.


На место происшествия выехали стрелки ведомственной охраны и сотрудники транспортной полиции, однако каких-либо следов и улик им не удалось обнаружить. Что интересно, менее чем за сутки до обнаружения хищения работники дистанции пути совершали графиковый обход по этому участку и не заметили поблизости ничего подозрительного: ни посторонних лиц, ни автомобилей. Машинисты проходивших мимо поездов также не смогли дать сыщикам зацепки. Ворам просто повезло не попасться на глаза путейцам и локомотивщикам, или же они заранее знали, когда можно без опаски выходить «на дело»? Пока загадок преступление оставляло больше, чем ответов на них.


Работники ведомственной охраны и полицейские отработали пункты приема вторчермета во всех близлежащих поселениях, но и это не дало ровным счетом ничего.


Через четыре для – второе нерадостное сообщение: с соседнего километра того же перегона бесследно пропали еще почти 650 противоугонов. Безопасность движения поездов вновь оказалась под угрозой из-за алчности неизвестных. И снова – никаких свидетелей, никаких следов...


И место хищения, и временной промежуток, и схожий почерк вселяли уверенность в том, что действует одна и та же банда, причем весьма профессионально. Начиная еще с дня первого инцидента, работники стрелковой команды Александр Мочалов, Максим Усатый и Вадим Уколов, совместно с сотрудниками транспортной полиции, круглосуточно патрулировали неблагополучный перегон. Помощь оказывали и работники Омского отдела Западно-Сибирского регионального центра безопасности. Но протяженность участка велика, да и автодорог рядом с путями нет. Все это играло преступникам на руку. Они вновь проявили недюжую расчетливость: вычислили момент, когда одна спецгруппа сменяла другую, и перегон ненадолго оставался без присмотра, и в этот недолгий промежуток совершили вторую вылазку.


Но и служители закона постепенно стали разгадывать логику шайки. Охотники подтвердят: хочешь выследить зверя – думай, как он.


– На очередном дежурстве совместная группа просто не стала сменяться, – рассказывает начальник стрелковой команды на станции Карасук Сергей Максюта. – Ход был неожиданным для преступников.


Среди ночи на перегоне послышался гулкий звук, какой бывает от соударения металла об металл. Воспользовавшись приборами ночного видения, стражи порядка разглядели во тьме три фигуры, копошившиеся на путях. Сомнений не было – это были те самые «неуловимые», с которыми и стрелкам, и полицейским давно хотелось познакомиться. Однако выказывать себя сразу патруль не стал, дав расхитителям сначала завладеть краденным, чтобы таким образом поймать их с поличным.


Когда на обочине у путей скопилась внушительная куча противоугонов, спецгруппа двинулась на задержание. Злоумышленники, завидев приближающийся к ним оперативный автомобиль, бросились врассыпную. Задержать никого из них на месте преступления не удалось, однако преследуя одного из убегавших, правоохранители наткнулись на припаркованные в лесу «Жигули». Через ее номера в итоге удалось вычислить и задержать всех членов шайки.


Ими оказались двое безработных двоюродных братьев из Татарска, которым помогал еще совсем юный десятиклассник.


На допросах воры выдали секреты, как им дважды удавалось выходить сухими из воды.


– Свою «шестерку» они предусмотрительно оставляли в лесу неподалеку от путей: и незаметно, и следов колес возле места кражи не оставалось, – вспоминает заместитель начальника стрелковой команды Александр Молчанов. – Работали слаженно, а потому быстро: один сбивает, второй и третий таскают в машину. Ну а сдавали добычу они в нелегальный пункт приема черного металла, о котором мало кому было известно.


Кстати, все украденные противоугоны в итоге были возвращены ОАО «РЖД».


Со школьной скамьи – на скамью подсудимых


Май этого года выдался жарким для карасукской стрелковой команды. Буквально за несколько дней до вышеописанных событий с 313 км перегона Районная – Мынкуль другими злоумышленниками было похищено больше 70 подкладок, причем совершенно новых. Путейцы приготовили их для замены старых на этом участке, но не успели уложить и оставили рядом с путями на ночь без присмотра. На утро кучка подкладок заметно оскудела: большая часть из них была украдена.


Спецгруппа в составе стрелка Виктора Морозова и водителя Эдуарда Якоба (оба – работники ведомственной охраны), а также представителя транспортной полиции сразу же приступила к розыску злоумышленников. На этот раз преступники оказались куда менее расчетливыми и изобретательными, из-за чего в руки правоохранителей попали очень скоро. На месте преступления были обнаружены следы шин мотоцикла, которые вели к деревне Теренгуль. Догадаться, где искать похищенные подкладки, было несложно – в здешних пунктах приема металла. В одном из них блюстители закона и обнаружили пропажу, а через приемщика вышли непосредственно на воришек.


И в этой истории вновь не обошлось без малолетних преступников: на легкую добычу позарились двое местных школьников. Забрали их правоохранители в прямом смысле слова из-за парт – в момент задержания они находились на уроках.


– А похищенное имущество РЖД также было возвращено в дистанцию пути, – заметил Сергей Максюта.


Обезоружил силой слова


Еще один вид деятельности работников ведомственной охраны – сопровождение грузовых поездов, причем негласное. С такой «тайной миссией» несколько лет назад стрелок карасукской команды Николай Кошкалда сопровождал груз, следовавший из Карасука в Иртышское.


Поездка прошла без эксцессов, состав благополучно прибыл на станцию, и Николай Васильевич с чувством выполненного долга прогуливался по перрону. Однако опытный глаз стрелка продолжал следить за порядком. Его внимание привлекли два подозрительных субъекта, которые с непонятной целью крутились возле грузовых вагонов, то и дело озираясь по сторонам.


Не раздумывая долго, Кошкалда подошел к ним и попросил предъявить документы, которых у тех не оказалось. Николай Васильевич препроводил их в ближайший отдел тогда еще транспортной милиции, где вскрылись страшные подробности. При обыске у задержанных был найден пистолет. Выяснилось, что эти двое только что убили участкового, завладели его оружием и планировали скрыться, подсев на грузовой поезд.


Какие слова подобрал стрелок ведомственной охраны, чтобы без применения силы утихомирить и задержать столь опасных преступников, сейчас не вспомнит и он сам.


А что было бы, упусти Николай Кошкалда этих лиходеев, и представить страшно...

Автор: Александр Матвеев


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»