Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Огражден красным

Огражден красным

Сергей Куликов , электромеханик Лянгасовской дистанции сигнали- зации, централизации и блокировки
Победитель Конкурса

В четыре утра самый сон. Да когда выходной, а ты приехал погостить в родительский дом. И все-таки Сергей проснулся моментально, и мелодия сотового не успела набрать громкость и разбудить семью.


Выхожу на отказ


«По Быстрягам – индикация занятости…» – услышал он голос диспетчера ШЧ-5 Александра Коновалова.


– Я в Быстрягах, выхожу на отказ, – выдохнул Куликов в трубку и тут же получил вводную: «У нас занятость участков удаления в сторону Марадыковского».


Специалистам сигнализации, централизации и блокировки большего и не надо, чтобы представить масштабы надвигающегося ЧП.


Железнодорожная сеть разделена на небольшие участки. Индикация их занятости нужна, чтобы поезд не нагнал впереди идущий. Участок занят, огражден красным светофором – значит, в эту секунду по нему идет состав. На следующем по ходу участке горит зеленый светофор: впереди дорога составу свободна. На предыдущем, который уже пройден, горит желтый. Приборы сигнализации, централизации и блокировки ограждают два участка: красным – занятый и желтым – только что освободившийся.


Красный – напрасный


Но случается занятость ложная: зажегся красный, а поезда нет – перед диспетчером на экране пустота. И тогда становится препятствием на пути следующих составов, рушит расписание, угрожает безопасности. И это в самом простом и безобидном случае, когда причина – сбой в работе приборов. К примеру, устройства в релейной – на станции или в шкафу – на поле.


Хуже, когда к ложной занятости приводит разрыв электрической цепи в самом пути. В том числе из-за излома рельса.


Поэтому при срабатывании индикатора ложной занятости экстренно вызывают специалиста СЦБ – выяснить причину отказа и устранить ее, восстановив нормальную работу устройств.


Внимание всем!


Сергей Куликов – электромеханик СЦБ, руководитель спецбригады, которая снимает электрические параметры работы устройств. Бригада создана два года назад, чтобы, с одной стороны, разгрузить механиков дистанции, с другой – проконтролировать их работу. У контролеров хорошее оборудование. Они работают с тепловизорами: смотрят нагрев устройств и контактов. Пользуются современными электронными осциллографами. Кабель проверяют с помощью добротных рефлектометров.


Участок Куликова – это территория в трех направлениях: от Котельнича на Стрижи, Ежиху и Юму. Это треть полигона Лянгасовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки.


Станция Быстряги в участок Куликова не входит. Тем не менее, когда случается непонятный сбой, к вниманию призывают всех. И откликается тот, кто готов немедленно начать работать.


По удалению


Станция, к слову, была недалеко. Однако фраза диспетчера «занятость участков удаления» означала, что неисправность придется искать «по удалению», то есть по всему двухкилометровому участку.


На станцию Сергей прибыл первым – сумел быстро вывести из отцовского гаража машину. Зашел в релейную, чтобы еще раз увидеть на экране компьютера сигнал индикации ложной занятости. Здесь же сделал измерения: на перегоне нет напряжения, нет сигнала. Значит, дело не в станционном оборудовании. Все, оказывается, сложнее. Нужно выдвигаться с приборами и искать на месте.


Тем временем в круг события втягивались ближайшие перегоны и станции, к которым уже приближались грузовые и пассажирские поезда. Нужно было спешить.


Куликов поехал к ближайшей сигнальной установке на перегоне – к переезду 892 км. Возможно, неисправность окажется в релейном шкафу. Скоро к нему присоединились подъехавшие дежурный электромонтер и мастер пути. Втроем пришли к выводу: шкаф исправен.


После короткого совещания разделились. Электромонтер с дорожным мастером пошли с проверкой рельсовой цепи в сторону Марадыковского, а Куликову поручили противоположное направление.


Щель в никуда


Сергей почти бежал, молниеносно осматривая сами рельсы, перемычки на них, дросселя, токопроводящие стыки. Если целые – значит, все нормально.


И вдруг фонарик выхватил светлую полосу на рельсе. Излом! Куликов оценил на глаз – миллиметров восемь – десять. Колесная пара такую щель без последствий не одолеет.


Со стороны Быстряг приближался поезд. Если бы он находился в границах станции перед светофором, то диспетчер его остановил бы сам. Даже несмотря на то, что он управляет движением из Нижнего Новгорода – дежурного по станции в штате станции Быстряги нет. Но момент был упущен – поезд вышел на перегон. Останавливать его пришлось Куликову.


Вижу, понял, торможу


Электромеханик помчался в сторону поезда, делая широкие круги рукой с фонариком. И лишь когда услышал три ответных гудка: «Вижу, понял, торможу!», перевел дыхание.


Поезд встал в пяти метрах от излома. Даже несмотря на то, что шел по приказу на красный сигнал и был готов к такому повороту событий.


Когда Сергей взглянул на циферблат, не поверил глазам: 4.45! Три четверти часа показались ему, двадцатисемилетнему крепкому парню, длиной в жизнь.


Позже он узнал, что в результате обнаруженного им излома рельса были задержаны три пассажирских и четыре грузовых поезда. Любой из них мог пострадать, задержись механики в дороге после вызова на ложную занятость. 


А если б сам Куликов не поехал в тот выходной к родителям – считай прямо к месту излома – и дежурный электромонтер вышел бы на неисправность один? Но, говорят, история не знает сослагательного наклонения.


Через несколько минут на место излома была доставлена аварийная «аптечка»: струбцины и накладки. Портальный кран привез новый восьмиметровый рельс. Объявили путейское окно.


В команде


Эсцебисты занялись своими делами. При изломе рельса есть вероятность пережога устройств защиты от перенапряжения под действием тягового тока. Куликов принялся за проверку устройств. Когда убедился, что они будут работать при освобождении поездом перегона, поехал на станцию за аппаратурой защиты. Потом они с электромонтером Анатолием Тиуновым аккуратно заменили аппаратуру на новую.


Все утро они были на связи с диспетчером Коноваловым, который видел на экране изменения на путях и корректировал действия коллег. Работали без спешки, вспоминают: «с наслаждением». Напряжение прошло, а дело свое эсцебисты знают. Куликов, кстати, заканчивает пятый курс Нижегородского отделения МИИТ по специальности «Автоматика и телемеханика».


Так в общей команде с путейцами, движенцами, локомотивщиками и было в тот день восстановлено движение.

Автор: Лариса Андрюшина


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»