С осмотрщиком-ремонтником вагонов пункта опробования тормозов Москва-пассажирская Казанская пункта технического обслуживания вагонов станции Перово эксплуатационного вагонного депо Перово Московской дирекции инфраструктуры Юрием Никитиным мы беседовали вскоре после того, как начальник МЖД Владимир Молдавер вручил ему знак «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги».
Такова оценка трудового вклада Юрия Валентиновича в выполнение производственных заданий и обеспечение безопасности движения на протяжении 28 лет работы на железнодорожном транспорте. Что и говорить, хороший подарок получил кадровый вагонник, который через несколько месяцев встретит свой полувековой юбилей.
Сам Юрий Валентинович отнёсся к факту награждения спокойно, с достоинством. Ведь на пути к главному отраслевому знаку трудовой доблести были медаль «В память 850-летия Москвы», знак «За безаварийное проследование 500000 вагонов», именные часы президента ОАО «РЖД».
Пожалуй, только одно выдавало в нём понимание ответственности момента: Юрий Никитин выглядел, словно он только что сошёл с модного подиума. Начищенный, наглаженный, свежевыбритый и свежеподстриженный. В общем-то так и должно быть, когда человек приглашён на торжество, в ходе которого его будут чествовать. И уже в этой детали чувствовался характер.
Невольно на ум пришло сравнение Юрия Валентиновича с его знаменитым коллегой Митрофаном Парамоновичем Батиным, трудившимся в том же депо, что и Никитин. Сегодня Батину, будь он жив, было бы уже под 90. В силу большого временного разрыва Юрию Никитину не довелось познакомиться со знаменитым на всю страну вагонником. А вот, поди ж, подходы у них оказались одинаковыми. Ведь Митрофан Парамонович, который многие годы оставался другом нашей газеты и часто приходил в редакцию «Московского железнодорожника», всегда был с иголочки одет, дисциплинирован и точен.
– Там, где строго относятся к своему внешнему виду, к своей форме, и дела идут лучше, – говаривал Батин.
Опять же из-за разницы в возрасте Юрий Никитин не мог учиться в знаменитой школе Митрофана Батина, действовавшей в 70–80 годах прошлого века. Ему помогали природная пытливость и новые веяния в деле обучения – конкурсы профессионального мастерства, которые вагонники стали проводить одними из первых на дороге. Кстати, несколько лет назад во время дорожного этапа конкурса, проходившего на базе учебного центра в Лосиноостровской, я впервые увидела Юрия Никитина. Там он тоже несколько выделялся среди остальных участников какой-то неспешностью в своих действиях и стабильными результатами. Успел и в установленный лимит времени уложиться, и все неисправности найти.
– Юрий Валентинович, – спросила своего собеседника, – а какие-то приёмы Митрофана Парамоновича вам всё-таки пригодились?
– Конечно, – отвечает почётный железнодорожник. – Раньше, когда использовались буксы со скользящими подшипниками, в ходу был так называемый «крючок Батина». Благодаря этому приспособлению осмотрщику не нужно было лезть в буксу голыми руками. Оно помогало осматривать узлы гораздо быстрее и, что немаловажно, предотвратило множество травм среди вагонников. Со временем у нас отпала необходимость в нём – сейчас ведь используются буксы с подшипниками качения. Но всё равно Митрофану Батину – наше уважение.
В вагонное депо Перово Юрий пришёл после действительной службы в армии. Как это часто случается, по примеру одноклассника, к тому времени уже трудившегося здесь осмотрщиком. Отец, Валентин Иванович Никитин, работавший экипировщиком в вагонном депо Николаевка, выбор сына одобрил: на железной дороге и порядок, и стабильность.
Начальником предприятия в то время был Илларион Абдряшев, начальником ПТО – Алексей Голосков. Побеседовав со вчерашним солдатом, они предложили Юрию должность слесаря по ремонту вагонов с перспективой стать осмотрщиком-ремонтником.
– Сразу предупредили, что работа ответственная, от которой во многом зависит безопасность движения, – рассказывает Юрий Валентинович. – Вот когда впервые я услышал это словосочетание, которое за эти годы буквально въелось в моё сознание. Старшим группы осмотрщиков был Валерий Милорадов. К нему и поставили меня для обучения. Для начала прочитал мне лекцию по правилам техники безопасности: туда не лезь, этого без предупреждения не делай...
Оттого что молод был и горяч, Юрий даже не почувствовал усталости, когда смена завершилась. А ведь весь день был на ногах. Да и головой пришлось немало поработать – получаемую информацию впитывал как губка. Но главное было впереди.
В течение года Валерий был наставником для начинающего коллеги. Показывал, объяснял, как действовать в той или иной ситуации. В то время ещё не было компьютеров, с помощью которых сегодня проводятся занятия и тестирование вагонников. Зато большое место занимало изучение материала по справочникам, журналам. Плюс выход «в поле».
– Для нас хорошим подспорьем была техническая литература, – вспоминает Юрий Валентинович. – Специальные журналы, учебники, подборки новинок для деповчан готовили библиотечные работники. Огромное спасибо им за это. Посещение технических занятий – закон жизни, за это спрашивали строго. А ещё очень помогал созданный впоследствии в депо учебный полигон. Ведь пока собственными глазами не увидишь ту же трещину боковой рамы или автосцепки, послегорочные дефекты, работать трудно.
А через три года уже сам Никитин стал старшим группы осмотрщиков-ремонтников и наставником. В чём состоял его метод работы с начинающими?
– Старался быстрее вести их к вагону, – отвечает Юрий Валентинович. – Теорию-то они по книжкам могут изучить. А я, памятуя, что было главным для меня на начальном этапе, показывал дефекты, учил, что надо делать в случае их обнаружения. И конечно, присматривался к ребятам. Если задаёт вопросы, интересуется деталями – толк будет. Если нет – скорее всего отсеется.
И в этом Юрий Никитин схож со своим именитым предшественником. Ведь Митрофан Батин не засиживался со своими подопечными в учебном классе. Он вёл их туда, где стояли вагоны, показывал дефекты, объяснял, к чему они могут привести, если вовремя их не заметить.
– А ещё важно, насколько человек собран, в каком состоянии у него инструменты, – размышляет Юрий Валентинович. – Их у осмотрщика по большому счёту не так уж и мало – молоток, шаблоны да появившаяся несколько лет назад досмотровая штанга. Такова специфика работы: всегда быть готовым. Конечно же, сложная современная аппаратура, в том числе и диагностическая, в распоряжении вагонников имеется, но находится она на перегонах.
– Но даже тот небольшой арсенал, которым мы располагаем, должен быть в полном порядке, – уверен Никитин. – Как, впрочем, и амуниция осмотрщиков. Ведь любая расхлябанность грозит неприятностью.
В ходе нашего разговора Юрий Валентинович был достаточно скуп на эмоции. Уже потом я узнала, что в коллективе он слывёт скромным и в то же время общительным человеком.
– Юрий Валентинович – мой первый наставник, – говорит мастер пункта опробования тормозов Москва-пассажирская Казанская Андрей Москалёв. – Когда в 2008 году я пришёл в депо, именно он привил мне первые производственные навыки. Можно сказать, что вся смена, в которой он старший, его ученики. Но никакого выпячивания, важничанья. Мне с Юрием Валентиновичем легко, несмотря на то, что ныне он – мой подчинённый.
На пункт опробования тормозов Никитин перешёл совсем недавно – второго марта сего года.
– Конечно, здесь имеется своя специфика, – размышляет он. – Прежде всего, вагоны – пассажирские. Второе – здесь проходит больше поездов, а значит, и работы больше. Только успевай поворачиваться. К тому же тележки пассажирских вагонов отличаются от тех, что у грузовых. Найдёшь какой-то брак – хорошо. Не найдёшь, как бы ни старался, ещё лучше. Значит, всё в порядке. Наше дело – обеспечить безопасность.
Из разговора с начальником эксплуатационного вагонного депо Вячеславом Голощаповым я узнала, что руководство предприятия именно к Юрию Валентиновичу обратилось с просьбой перейти на этот производственный участок.
– Здесь более ответственная работа, – подчёркивает Вячеслав Викторович.
– Нужен был знающий и дисциплинированный специалист, – говорит уже знакомый нам Андрей Москалёв. – И хотя Юрий Валентинович много лет имел дело с грузовыми составами, было понятно, что он справится и с этим достаточно новым для себя делом.
Познакомившись с Юрием Никитиным, услышав рассказ о нём тех, кто трудится вместе с ним на предприятии, изучив этапы производственной деятельности героя готовящегося очерка, я в очередной раз получила доказательство того, что именно работой таких, как он, скромных «трудяг», отдающих всего себя однажды избранному делу, создавался и создаётся фундамент нашего общего благополучия. И неважно, где трудится такой человек: в вагонном депо или на хлебозаводе, в небольшой районной больнице или в шахте. Важно, что делает он это не за страх, а по совести.
Вот и Юрий Никитин, придя совсем молодым человеком в депо Перово, остался на этом предприятии на долгие годы. И всё это время он помнит слова тех, кто поверил ему: «Работа здесь ответственная. От того, как мы её выполним, во многом зависит жизнь людей». Она стала для него и делом жизни, и хобби.
– Дачи у меня нет, машины тоже, – рассказывает Юрий Валентинович. – Люблю во время отдыха выбраться под Воронеж, где тёща живёт. Там и с удочкой в тишине могу посидеть, ни о чём не думая. После ритма большого города, бесконечной череды вагонов это хорошая разрядка для меня. А ещё, конечно, общение с внучкой. Буду рад, если дочери подарят мне ещё нескольких внуков.
А я рада, что вклад этого человека в работу транспорта не остался незамеченным. В октябре 2007 года он был отмечен за безаварийное проследование полумиллиона вагонов. С тех пор прошло без малого девять лет. Спрашиваю Юрия Валентиновича, сколько же сегодня на его счету вагонов с безаварийным пробегом.
– Трудно сказать, – отвечает мой собеседник. – Я не ставлю целью такой подсчёт. Но думаю, что к миллиону приближается.
И вот – новая награда.
Осмотрщик-ремонтник вагонов Юрий Никитин по своей должности – рабочий человек. А по сути он – профессор, сфера исследований которого – вагоны. Дай Бог, чтобы таких, как Юрий Валентинович, было больше.
Автор: Вера Чубарова