Того, что поездка 17 июня 2016 года станет особенной, ни машинист Валерий Жданов, ни помощник машиниста Никита Кобзарь, не подозревали. Да и не такой большой стаж работы в эксплуатационном локомотивном депо Облучье у каждого из них, хотя теперь в нём появился опыт выхода из нестандартной ситуации. Наши герои говорят, что сегодня они, а завтра кто-то другой может предотвратить сход. Однако в тот день никто, кроме них, этого сделать не мог.
– Пока стаж у меня небольшой – три года работаю машинистом. В одной бригаде мы всего месяц, – рассказывает Валерий Жданов. – В принципе любой машинист, действуя согласно инструкции, может выявить такую неисправность. Сегодня это сделал я, завтра – кто-то другой.
Главные герои этого события – типичные облученцы. Городок вырос вокруг станции, и у многих мужчин в нём похожая судьба. Школа, экзамены, поступление в специальное профессионально-техническое училище № 11 по совету родных или друзей, получение корочки помощника машиниста. По этому классическому сценарию начала складываться и жизнь Валерия Жданова. Дальше, как водится, армия, а после он решил изменить свою судьбу. Если бы всё удалось, то 17 июня этот поступок действительно совершил бы кто-то другой.
– После службы я работал тренером в Хабаровском обособленном подразделении РФСО «Локомотив». Потом нас сократили, и я вернулся в родное депо, – вспоминает он. – Железная дорога – это стабильность, а лыжами я занимаюсь до сих пор. Выступаю за «Локомотив».
В лыжном мире Дальнего Востока Валерий Жданов – известная фигура. Множество газетных статей о результатах соревнований фиксируют его спортивную биографию: вошёл в тройку лучших на областной гонке, снова на пьедестале, но уже среди железнодорожников, участник гонки «Лыжня России». О нём знают спортсмены Хабаровского края и Еврейской автономной области. Даже после ухода с тренерского поста он не оставил спорт. Совмещал труд машиниста и лыжи. Три года работы прошли спокойно, без инцидентов.
17 июня бригада двигалась чётным поездом по перегону Семисуточной – Кирга. Всё шло своим чередом, но внезапно локомотив пришлось остановить.
Тут стоит на некоторое время прервать рассказ. Говорить, что эта поездка была обычной, – определённое лукавство. Маршрут лежал по территории Биробиджанской дистанции пути, одной из самых сложных на Дальневосточной железной дороге. Именно здесь в 2014 году случился сход 17 вагонов. В тот раз подвёл путь. Он – основа железнодорожного транспорта – на этом участке в последнее время подводит очень часто. Поэтому и поездки здесь требуют особой внимательности бригады.
Вернёмся к нашим героям. Они остановились у запрещающей точки. Осмотрели рельсовую цепь на предмет разрыва. Излом левого рельса пришёлся между электровозом и первым вагоном. Далее всё по инструкции: машинист доложил дежурной по станции Семисточный, после чего прибыла путейская бригада и устранила излом.
Сейчас это читается как весьма будничный эпизод. Работа всех служб магистрали, как единый точный механизм. Однако так могло и не быть. Не заметь бригада излом, ещё один сход на территории дистанции аукнулся бы сильно. И тогда всем хозяйствам магистрали пришлось бы проявлять свою сплочённость и умение работать слаженно уже в экстренной ситуации.
Однако бригада всё равно не считает себя героями. Поэтому на награждении и при встрече с первым заместителем начальника Дальневосточной железной дороги Игорем Филатовым чувствуют как минимум смущение. Ведь за то, что, например, путеец надевает сигнальный жилет и выходит на путь, его не вызывают в управление и не благодарят. Заметить излом – также само собой разумеющееся дело, только чуть сложнее.
– Спасибо вам, Валерий Геннадьевич за профессионализм, за работу, за то, что вы предотвратили возможное крушение, – обратился к бригаде Игорь Филатов. – Вот часы от начальника Дальневосточной железной дороги. Никита Вадимович, вам – благодарность.
Что изменилось в жизни героев после этого случая? Они продолжают работать, как и раньше. Просто теперь в депо стало на двух проверенных профессионалов больше.
Автор: Екатерина Крюкова