Когда в августе нынешнего года станция Ветлужская стала на магистрали одним из центров празднования Дня железнодорожника, коллеги попросили Александра Таврова надеть медаль. Обязательно.
Чтобы её увидели земляки, чтобы железнодорожники разных профессий испытали чувство гордости за человека, который работает рядом с ними.
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени Тавров получил накануне в Москве в зале ОАО «РЖД». Высокая награда. Это раньше железнодорожники получали за свою трудовую жизнь нередко по нескольку орденов и медалей. А сейчас государство даёт их нещедро. Тем они дороже.
В отличие от большинства из тех, кто пришёл на праздник, Тавров только родился и живёт в Ветлужском. А сам находится в распоряжении начальства из Нижнего Новгорода, и ехать ему случается в разные точки. Только один раз за последние годы была работа в родном посёлке, когда там строился новый железнодорожный мост. Вот тут приходилось участвовать в укладке стрелочных переводов, в переносе светофоров, в подключении новых рельсовых цепей и мостовой сигнализации.
Когда Тавров узнал о том, что его отметили медалью, удивился. Да, работает он на железной дороге уже 35 лет, знает и умеет всё, что полагается человеку его профессии, не имеет взысканий. Но ведь на предприятиях дороги, наверно, немало таких людей. А его задача, вроде бы, совсем и не на виду.
– Вот объясняю человеку, не железнодорожнику, что такое СЦБ. Дежурная по станции хочет отправить поезд, нажимает на кнопку, включает «зелёный». Это всем понятно. Но одновременно она этой кнопкой переводит стрелки, формирует маршрут, блокирует возможность использовать его пути для пропуска другого поезда, включает на нескольких светофорах «красный» – и так далее. Вот моя работа и состоит в том, чтобы всё это обеспечить без ошибок. Да, системы сложны. А бригада, которую я возглавляю, занимается их монтажом, пусконаладкой.
– Железнодорожников в моём роду не было, – продолжает Александр Тавров. – Только дед служил кузнецом на знаменитой КВЖД в Харбине, но очень недолго, когда был до войны в армии. И вот он мне говорил: не ходи работать на железную дорогу – тяжело!
Но так получилось, что Александр Тавров оказался в Горьком с аттестатом зрелости. Надо было куда-то поступать, и привлекло название специальности «Автоматика и телемеханика» в железнодорожном техникуме. Он даже сам толком не понимал, что подразумевает эта профессия. Но время было такое – ждали, что скоро на помощь человеку придут умные роботы. Собственно, они и пришли: все мы сейчас сидим за компьютерами.
Распределение было почти экстремальным – электромехаником, обслуживающим системы СЦБ, в Удмуртию, в Люкшудью. Далеко от родного дома, комната в бараке. Но Тавров был молод, и как многие люди его возраста был готов к трудностям, воспринимал их в чём-то как романтик. Впрочем, вскоре пресловутых бытовых трудностей прибавилось. Молодого добросовестного электромеханика решили задействовать в масштабных работах по реконструкции Южного хода. Шла его сквозная электрификация. Она подразумевала много перемен: поезда становились другими по весу, длине и скорости движения. Одни станции демонтировались, у других укладывали новые пути в парках. Везде требовалось в соответствии с проектом монтировать системы СЦБ, без которых все обустройства просто безжизненны. Тавров – «инженер со слесарным уклоном», как шутит он, кочевал в ту пору со станции на станцию: занимался монтажом, отлаживал, запускал в эксплуатацию – так, чтобы всё работало без единого сбоя.
В 1989 году он перебрался в родные места – был переведён в Шахунскую дистанцию сигнализации и связи. Назначили старшим электромехаником обслуживать участок, прилегающий к Ветлужской. Он монтировал тогда систему на существовавшей ещё в ту пору станции Быструха. Под его опеку попали станции и перегоны от Сухобезводного до Шеманихи.
Спустя десять лет сформированная Горьковская дистанция СЦБ определилась в том, что требуется особая бригада, которая бы не обслуживала обустройства, а монтировала их. Задача – более сложная, для самых опытных. И старшим электромехаником назначили Таврова.
– Неутомимый труженик, высокий профессионал, каждое порученное дело доводит до конца, осознаёт свою личную ответственность за результат работы всего предприятия, задачи выполняет оперативно и точно, – так охарактеризовали Александра Таврова в дистанции СЦБ.
Теперь вспомним всё, что за эти годы происходило на линиях вокруг Нижнего Новгорода. Ставились новые микропроцессорные устройства СЦБ – очень разные, импортные и отечественные – в Балахне, в Линде, в Семёнове, в Ильино. На тональные рельсовые цепи переходил участок скоростного движения. Шла и, кстати, продолжается реконструкция огромной станции Зелецино – там прокладываются новые пути, обеспечивающие погрузку нефтепродуктов с новых производств. Восстановлена станция Ворсма – чтобы принимать строительные грузы. Это всё, в том числе, и он, Тавров! Да, сетует он, романтика неустроенной жизни осталась в прошлом. Иногда совсем даже не доставляет радости ночевать в вагончиках, в тесноватых комнатах отдыха или ехать в Нижний первой электричкой в пять утра. Но требуются профессионалы для монтажа систем, об устройстве которых неспециалисты рассуждать не решатся.
А вот дома ему бывает с кем их обсудить. Вырос сын Дмитрий. Окончил знаменитый Петербургский институт инженеров железнодорожного транспорта. И сейчас под его опекой устройства СЦБ на станции Нижний Новгород-Сортировочный.
– А знаете, что самое трудное и неприятное в моей работе? – спрашивает Тавров. – Демонтаж! Новое делать легко и приятно, особенно если это любишь – а иначе отсюда просто уходят. А вот сокращается работа на станции – ты участвуешь в разборке путей, стрелок. И сложно бывает разобраться в системе, чтобы всё оставшееся сразу же начало работать безупречно – и стрелочные переводы, и светофоры. Вот так: всегда хочется развития, хочется, чтобы у нас никогда ничто не сворачивалось.
Автор: Николай Морохин
Forum with id 24 is not found.