Тыреть – далеко не та станция, где день и ночь визжат колёса на сортировочных горках, у дежурных идёт кругом голова от нескончаемых звонков, а от «желтух» составителей поездов рябит в глазах. Проскочит без остановки скорый на запад: «Здравствуй! До свидания!» Тяжело прогромыхает «грузовик», наматывая на колеса ветер. Нет в сезон и дачной суеты на ухоженных платформах: не дачное это место.
У селян здесь свой, особый уклад жизни, в котором оказалось место и для неё, начальника станции Любовь Фетисовой, которая проработала на ней 30 лет.
От дома до работы – несколько минут неспешным шагом. Не шумная она, станция Тыреть, а работы, которая стала смыслом жизни для Любови Аркадьевны Фетисовой, каждый день невпроворот: главный ход требует особого внимания. Утром – планерка в кабинетике, обставленном цветами. «Окно» – два часа, а рядом надо быть обязательно: стрелка – в границах ее «хозяйства». Потом с эсцебистами кое-что придется прикинуть. И так каждый день, полный забот да хлопот: тихой Тыреть только кажется.
Своё первое боевое крещение Любовь Фетисова прошла в далёком 1993 году, когда ей пришлось восстанавливать движение поездов после столкновения вагонов с пассажирским поездом № 19 на перегоне Тыреть–Делюр.
– Я на станции Делюр отработала тогда 24 часа, восстанавливая движение. Это было первый раз, когда я реально увидела крушение, – вспоминает начальник станции.
Второй случай, который отпечатался на всю жизнь, случился в 1999 году. На станции Тыреть произошло крушение грузового поезда, разрушило пять стрелок:
– Чтобы восстановить движение, мы тогда трое суток не выходили со станции.
Со своей задачей начальник станции тогда справилась, как и со многими другими, которые выпадали на её женские плечи. К тому же в течение всей своей трудовой карьеры она была наставником многих будущих начальников станций и инженеров, настоящая кузница кадров в одном лице.
– Не скажу, что это у меня дар такой. Главное объяснять доступно, – с улыбкой рассказывает Любовь Фетисова. – Вот, например, Александра Казаковская сейчас работает начальником станции Тельма, Ринат Даутов сейчас дежурный по станции Зима, Ольга Потапова занимает должность разъездной дежурной в Черемхово, Сергей Быргин – разъездной дежурный в Заларях, Ольга Савельева сейчас инженер в Зиме. Я с молодёжи спрашиваю вдвойне, потому что им предстоит работать в новых, более сложных технических условиях.
По словам Рината Даутова, всем премудростям на практике их научила наставница, она стала их первым начальником и путеводителем в профессиональной жизни.
За свой долгий трудовой стаж она была не раз удостоена почётными наградами: дважды награждалась часами начальниками дороги, есть грамоты от начальника дирекции, от заместителя начальника дороги по территориальному управлению в регионе.
– Это моя профессия, и в другом деле себя не представляла, – как бы поясняет Любовь Аркадьевна.
Возможно, на выбор повлияли родители: она потомственный железнодорожник. Отец работал электромонтёром контактной сети, а мама – учителем младших классов в железнодорожной школе №15 в селе Худоелань.
– И был в этой школе железнодорожный кружок, куда я ходила четыре года, и с первого дня занятий в нём я мечтала работать на железной дороге.
После школы в 1976-м Любовь поступила в Красноярский железнодорожный техникум, закончила в 1980 году с красным дипломом.
– Начала работать дежурной по станции Азей – и поступила в институт, на заочное. В 1986 году закончила его, и меня пригласил в Тыреть начальником станции.
Её родители никогда не унывали, не жаловались. Может, поэтому сложилось светлое, доброе восприятие железной дороги.
Это ощущение Любовь бережно хранит в душе. Она сама по натуре светлый, оптимистичный человек, способный видеть радость в повседневных заботах.
Всегда спешила на работу, с интересом размышляя о новом дне. А после рабочей смены спешила домой к любимому внуку.
Дочь пошла по стопам матери: окончила ИрГУПС и тоже носит погоны начальника станции, так что династия железнодорожников продолжается. И вообще на судьбу Любовь Аркадьевна не жалуется: 30 лет на дороге – это главное в её жизни.
1 сентября она ушла с почётом на заслуженный отдых.
– Немного отдохну, ну а дальше?.. Приглашают председателем совета ветеранов. Туда, наверно, и пойду. Работа железнодорожника очень интересная, но требует много сил, полной отдачи и огромной ответственности. Здесь безопасность и бдительность превыше всего, а кто об этой материии может рассказать лучше ветеранов?
Вопросительный знак здесь – только дань грамматике. А вообще-то вопроса в её словах не было.
Автор: Сергей Берденников