Благодаря бдительности и профессионализму череповецкого машиниста было предотвращено крушение
Заполночь. Кромешная тьма. Да ещё с реки Шексны поднимается плотный сырой туман, окутывая всё вокруг непроглядной пеленой. В таких условиях разглядеть из кабины движущегося локомотива излом рельса с раскрытием всего в полтора сантиметра – за гранью человеческих возможностей.
Однако Александр Канюков доказал, что профессиональные качества настоящего машиниста позволяют преодолеть эту грань.
В ту ночь, 22 августа, он и помощник Станислав Пономарёв вели пассажирский поезд № 191 сообщением Челябинск – Череповец, шли по участку Вологда – Череповец в штатном режиме. Маршрут известный, обкатанный бригадой десятки раз.
Перегон Шексна – Шеломово, по которому в половине первого ночи проходил состав, очень непростой, требует особого внимания – кривая большого радиуса плюс крутой подъём.
– Дежурный по станции Шексна нас предупредил заранее, что на перегоне горит запрещающий сигнал проездного светофора, – вспоминает Александр Канюков. – Он сказал, что путь впереди свободен, встречных составов нет, ложная тревога, можно ехать. Бывает иногда и такое, что срабатывает светофор без причины, ошибочно давая запрещающий сигнал. По регламенту после технической остановки можно продолжать движение, правда, на малой скорости, не более 15–20 километров в час. Мы и поехали не торопясь. Но, если честно, было как-то тревожно на душе, поэтому и вглядывался в путь впереди очень тщательно, не отрываясь.
И предчувствия не обманули опытного машиниста. Проехали от светофора метров 500–600, и сквозь ночной мрак и клубы тумана, разрываемые только прожектором локомотива, Александр заметил что-то подозрительное на левой нити рельса. Остановил ещё раз электровоз, взял фонарик и вышел из кабины. И обнаружил излом. Совсем небольшой, в полтора сантиметра, но всё равно опасный, несмотря на размеры. Даже если бы каким-то чудом состав и смог проехать по нему без происшествий, то неизбежно выломал бы куда больший кусок рельса. А следом уже приближался другой состав. И вряд ли можно было избежать крушения.
Участок этот вообще очень загруженный – в сутки пропускает девять пар пассажирских, три пары пригородных и 88 пар грузовых поездов. Почему произошёл излом, разберётся специальная комиссия. Очевидно одно: он появился буквально перед проходом поезда Челябинск – Череповец. Перегон незадолго до этого неоднократно проверяли, и работники вагона-путеизмерителя, поставившие пути оценку «хорошо», и дефектоскописты.
Александр Канюков тут же сообщил об обнаруженном изломе дежурному, информация пошла по цепочке, и вскоре прибыли путейцы. Они исследовали дефектный рельс, через 20 минут дали разрешение на движение по опасному участку со скоростью не более пяти километров в час. Всего поезд простоял час.
Почти тысяча пассажиров, которые ехали в нём, наверное, даже не проснулись и тем более не подозревали, какой опасности избежали благодаря профессионализму машиниста.
Ещё менее чем через час путейцы установили на дефектный рельс струбцину – и движение было восстановлено, правда, с некоторым ограничением по скорости.
К утру организовали «окно», и рельс поменяли.
Кроме пассажирского были задержаны 16 грузовых поездов, что на фоне предотвращённого события вряд ли можно отнести к серьёзным потерям.
Машинист электровоза второго класса оборотного депо Череповец эксплуатационного локомотивного депо Лоста Александр Канюков профессию выбрал по велению души и по примеру отца, проработавшего в том же депо сорок лет помощником, машинистом, машинистом-инструктором локомотивных бригад.
– Я с раннего детства знаком со всеми сторонами этой работы, – говорит Александр. – Конечно, видел, какая она непростая, нередко тяжёлая. Отец мог уйти в рейс внезапно, среди ночи, уставал. Но зато пользовался уважением, и его профессия – тоже. Это дорогого стоит.
Отец не раз брал сына в кабину локомотива, и мальчишка влюбился в скорость, мелькание пейзажей за стеклом, волшебство странствий.
– Хоть и пришёл работать в депо без малого 20 лет назад и 10 из них вожу пассажирские поезда, каждый день по-своему интересен, – признаётся Александр. – Даже если ездишь по маршруту постоянно, всё равно будто заново открываешь для себя просторы полей, зелень лесов, людей, работающих на магистрали.
– Он мой ровесник, практически одновременно пришли в депо, начинали с помощника машиниста, – говорит непосредственный руководитель Александра Канюкова, машинист-инструктор колонны Максим Загрядский. – Многое он перенял от отца, которого неизменно у нас поминают добрым словом, – надёжность, основательность, цепкость ума. На Александра всегда можно положиться, дела депо для него не пустой звук, рабочие интересы неизменно ставит выше личных. Насколько серьёзен в работе, настолько же открыт и весел в жизни. Компанейский, балагур, отличный товарищ.
Обнаруженный излом – самая серьёзная угроза безопасности движения, из тех, которые выявлял Александр Канюков за годы работы. Он говорит, что этот случай ещё раз стал доказательством того, сколь ответственна его работа, как важно никогда не терять бдительности.
А в Северной дирекции тяги уже подготовили представление на награждение машиниста из Череповца за высокий профессионализм.
Автор: Владимир Савичев