Излом боковой рамы у вагона грузового поезда произошел 12 марта всего за 20 км до станции Инская. В результате – сход одной колесной пары и задержка в движении поездов. Немного не добрался состав до ПТО, где в этот день нес трудовую вахту один из лучших осмотрщиков-ремонтников на дороге Андрей Приходько.
Равнение – на Покрышкина
По воле случая именно в этот день я приехал на ПТО станции Инская на встречу с Андреем. Честно говоря, представлял этакого крепкого мужичка, которому нипочем ни морозы, ни ветер, ни большие расстояния. Однако, увидев щуплого, подвижного паренька с внимательным взглядом, даже несколько растерялся. И не нашел ничего лучшего, как ляпнуть невпопад:
– Знаешь, а 6 марта отмечалось столетие летчика-аса, нашего земляка Александра Покрышкина. Так вот, за войну он лично сбил 59 вражеских самолетов. А ведь у тебя столько же побед!
– Ну, моих трещин маловато будет для того, чтобы стать трижды героем, – вздыхает Андрей. – Но такое сравнение мне нравится…
В числе отцепленных вагонов – 13 по трещинам в боковых рамах, и 8 – в надрессорных балках. Как известно, трещины в литых деталях относятся к наиболее опасным дефектам, поскольку, независимо от размера и положения, не имеют определенного остаточного ресурса. Излом детали может произойти в любой момент, а выявление трещин при помощи визуального осмотра в условиях эксплуатации затруднено.
На днях Андрей ездил в командировку в эксплуатационное вагонное депо Белово, чтобы поделиться своим опытом с молодыми коллегами, рассказать, какими лучше пользоваться инструментами. Надо полагать, они обязательно учтут уроки в своей дальнейшей работе. Поинтересовался и я секретами мастерства.
Ликбез для любопытных
– Мой опыт работы говорит о том, что чаще всего трещины возникают в невидимой для осмотра зоне, – увлеченно рассказывает мой собеседник. – Особенно на опорных поверхностях боковых рам в зоне буксового узла. Однако при своем развитии они всегда выходят в видимую для осмотра зону.
У «надрессорок» самое слабое место в пятниковой зоне. Опасные трещины появляются с выходом на сам пятник. Внимательно осматриваются опорные поверхности подпятника, нижние и вертикальные пояса надрессорных брусьев, опоры скользунов. При осмотре вагонов с пролазкой обязательно обращается внимание на состояние зазоров между скользунами, так как их отсутствие или увеличение приводит к увеличенным динамическим нагрузкам на боковины и балки.
У боковых рам трещины возникают в основном в зонах надбуксового проема, в наружных углах, в углах отбуртовки технологического окна, где наиболее вероятны литейные пороки. А также в зонах наклонного пояса, внутреннего угла буксовых проемов и нижнего угла рессорного проема.
– Главное, вовремя «поймать» трещину. Какие вагоны наиболее уязвимы? – спрашиваю у него.
– Наиболее часто боковые рамы тележек разрушаются под полувагонами и цистернами. Это и понятно, они эксплуатируются интенсивно. Кроме того, полувагоны, по сравнению с другим подвижным составом, чаще перегружаются.
Сегодня, когда так остро стоит вопрос с обеспечением безопасности движения поездов, роль осмотрщика-ремонтника вагонов в перевозочном процессе огромна. Он должен обладать высоким уровнем подготовки, уметь быстро разбираться в сложных ситуациях, оперативно принимать верные решения.
У людей в сигнальных жилетах со светоотражающими вставками в перекинутой через плечо сумке – полный комплект шаблонов. А в руках контрольный молоток. Каждый со своим опытом, со своими знаниями, но объединяет всех одно – желание работать без случаев брака, обеспечивая безопасность движения поездов по гарантийным участкам.
Глаз – алмаз!
– Осмотрщики работают и в дождь, и в снег – при любой погоде, – вступает в разговор мастер ПТО Сергей Коростин. – Сила воли, значит, тоже нужна большая. А также координация движений, осторожность, чувство ответственности. Андрей Приходько полностью соответствует всем требованиям. Замечательный трудяга!
А вот мнение непосредственного руководителя, старшего осмотрщика-ремонтника вагонов Александра Назарова:
– Как работник он очень ответственный. Все мои поручения и просьбы выполняет безукоризненно, добросовестно подходит к своим профессиональным обязанностям. Да вот свежий пример. Не далее, как в прошлую смену Андрей выявил сразу «комплект» трещин – на ободе колеса, на боковине и на надрессорной балке!
– Глаз – алмаз, радует нас! – оперативно сочиняю я рифму ради такого неординарного события.
– Хочу еще сказать, что после отцепки вагон с трещиной закатывается на текущий отцепочный ремонт. Рама или колесо снимаются и передаются дефектоскопистам, которые с помощью своего оборудования и определяют, есть ли на самом деле трещина или, как говорится, показалось. По анализу составляется акт. Так вот, у всех вагонов, которые отцепили по решению Приходько, трещины подтверждаются, – дополняет Александр Назаров.
Теперь мне и вовсе захотелось посмотреть на то, как Андрей противостоит возможным изломам. Возражений не последовало, и мастер протягивает мне сигнальный жилет с объяснением, дескать, выход на пути без него запрещен.
И вот мы у хоппер-дозаторной вертушки. Осмотрщик внимательно разглядывает автосцепку, постукивает молоточком по колесной паре, но звук звонкий, как и требуется. При сквозной трещине он будет глухим. Просовывает смотровую штангу, на которой закреплены зеркальце и маленький фонарик, в технологическое окно боковой рамы. Это незаменимый прибор для недоступных мест.
Вспоминаю проведенный со мной ликбез и начинаю задавать наводящие вопросы. Зря стараюсь – все ответы получаю немедленно.
Обследовали два вагона, они, в итоге, оказались в идеальном состоянии, без неисправностей. Это хорошо. Попутно еще и проводим фотосессию. Наш герой, и читатель, наверно, согласится с этим, выглядит оптимистичным, уверенным в своих силах.
Первая трещина
Когда возвращаемся на ПТО, проявляю очередное любопытство:
– Андрей, твой начальник рассказал о последних трещинах, обнаруженных тобой в прошлую смену. А первую ты помнишь?
– Конечно! Мне, тогда еще молодому специалисту, предложили работать в парке прибытия «Глаголь» станции Инская, где идет активное поступление поездов с трех направлений. Очень сложный участок, не каждый осмотрщик отважится туда пойти. А я взял и согласился, почему бы не попробовать.
– Наставника-то хоть дали?
– Да, опытного осмотрщика-ремонтника Дмитрия Казимирского. И вот подошли мы с ним к первому поезду, к первому вагону, к первой тележке. Смотрю на боковину – что-то не то. Неужели трещина? Подзываю напарника. А он сразу воскликнул: «Конечно, трещина! Отцепляй!».
– Серьезная?
– Как сейчас помню – 120 мм. А вообще я особо благодарен труженикам старшего поколения. Никто и никогда не отказывал мне в помощи. Во многом поэтому у меня неплохо получается в профессии осмотрщика-ремонтника вагонов.
…Июльское солнце щедро поливало сверху яркими лучами. Андрей Приходько, только что окончивший Новосибирское профессиональное училище №10, прикрыл глаза ладошкой и еще раз взглянул на вереницу вагонов. В этот первый трудовой день, ровно десять лет назад, у него мелькала одна мысль: «Надо же, такими кажутся большими и надежными, но… и железо ломается!».
С тех пор много воды утекло, многое изменилось. За плечами осталась учеба и в Новосибирском техникуме железнодорожного транспорта. Из слесаря по ремонту подвижного состава Андрей Приходько вырос в классного осмотрщика-ремонтника эксплуатационного вагонного депо Инская.
Особенно стремительным стал прогресс в последние три года. А выявленные в прошлом году у колесных пар и литых деталей вагонов 59 трещин поставили его на уровень лидеров в этой профессии на нашей дороге.
Автор: Владимир Павлов
Forum with id 24 is not found.