В пятом парке «Сортировки» пусто не бывает. От 30 до 40 поездов в сутки отправляется отсюда на Кириши, Новгород, Волховстрой, Лосту, Лянгасово и другие станции назначения. Каждый из них проходит через руки осмотрщиков вагонов, получая гарантию безопасного проследования до следующего ПТО. А он не близко...
Осмотрщики бывают разные. Одни пробегают глазами по узлам вагонов и тормозам, при отсутствии утечек и явных наружных деформаций фиксируют, что всё в порядке. Другие, особенно дотошные, осматривают, простукивают и ощупывают то, что спрятано в глубине конструкции.
Сергей Баранов, осмотрщик-ремонтник пункта технического обслуживания вагонов Санкт-Петербург-сортировочный-Московский, относится ко второй категории. «Ему удалось даже развалившуюся буксу выявить, – уважительно говорит Сергей Колосов, старший осмотрщик-ремонтник четвёртой смены с 20-летним стажем. – Это представляет большую сложность и для очень квалифицированных работников». А его коллега Евгений Копчушкин с удовлетворением отмечает: «Когда Сергей ещё учился, видно было, что из него выйдет толк. Замечает всякую мелочь! Задаёт много вопросов и схватывает всё на лету. Молодой, глазастый, а главное – очень ответственный парень».
Что именно стало поводом для подозрения, Баранов сейчас припомнить не может, но что-то зацепило внимание. Он уже прошёл к другому вагону, потом решил вернуться назад: сдвиг буксы ему не понравился. Рискнул заявить в отцепку, разрушение подшипника подтвердилось.
Всякий железнодорожник знает, чем может закончиться развал буксы в пути следования. В лучшем случае – сходом вагона с рельсов. Конечно, современные приборы установили бы нагрев неисправного узла в пути следования. Но это считается серьёзным проколом вагонников. С другой стороны, если перестрахуешься и пошлёшь в отцепку неподтверждённую неисправность, тоже достанется – и от своего начальства, и от движенцев. Ведь отцепка – это задержка готового к отправлению поезда, сбой в графике. Осмотрщик не имеет права ошибиться ни в ту, ни в другую сторону.
– Все неисправности, которые я нашёл, – опасные, – считает Сергей Баранов. – Все могли плохо закончиться.
В 2012 году он выявил 20 дефектов в боковых рамах вагонных тележек, три – в надрессорных балках. Признан одним из четырёх лучших осмотрщиков-ремонтников (по количеству и сложности выявленных неисправностей) на полигоне Октябрьской дороги. В феврале Сергей Юрьевич был награждён почётной грамотой начальника Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД».
Значимая профессия – осмотрщик-ремонтник вагонов. Особенно сейчас, когда изломы литых деталей тележек подвижного состава стали настоящим бедствием железнодорожного транспорта. Уже в 2013 году по этой причине на сети российских железных дорог зафиксировано 22 происшествия (сходы подвижного состава и аварии).
– Мне кажется, это от перегруза вагонов. Усталость металла, – говорит Сергей Колосов. – Грузоотправителям кажется: что тут такого – две-три тонны лишних? Уже телеги выпуска 90-х годов пошли ломаться, это о чём-то говорит. Раньше только после 25 лет эксплуатации можно было ожидать трещин в литье.
– Ну и качество металла, наверное, стало хуже, – высказывает своё мнение Сергей Баранов. – В прошлом месяце было несколько случаев схода из-за изломов боковых рам тележек, изготовленных совсем недавно – в 2008, 2010 годах.
В короткие паузы между поездами осмотрщики четвёртой смены собираются в бытовке и обсуждают всякие проблемы. Взгляды на жизнь представителей разных поколений различаются, конечно, но даже сама возможность диалога между отцами и детьми много значит для формирования мировоззрения парней, только начинающих жить. Не зря Сергей Баранов с благодарностью говорит о своих учителях, старших осмотрщиках: «Хоть я и окончил Маловишерское железнодорожное училище и курсы в УПЦ, а всё равно главное о своей профессии узнаёшь на практике – от опытных наставников».
– А вот что касается внутренней мотивации выявления неисправностей, как считаете, почему одни находят много, а другие – ничего? – в этот раз тему для размышления задаёт заместитель начальника вагонного эксплуатационного депо Санкт-Петербург-сортировочный-Московский по управлению персоналом Александр Сапожников, сопровождающий журналиста в целях обеспечения безопасности («пятый парк – не место для прогулок»).
– На первом месте стоит зарабатывание денег, на втором – безопасность движения, –
нарочито делает акцент на деньгах Сергей Колосов.
– Вот уж нет! – с молодой горячностью перебивает младший коллега. – Я тебе, Сергей Викторович, могу все свои трещины за два месяца отдать, чтобы доказать, что не из-за денег это делаю. Мне просто интересно! Я испытываю удовлетворение, когда мне удаётся найти неисправность.
– Наверное, это как грибы искать, – смеётся кадровик. – Любители и в самом гиблом лесу находят, а другие и в грибном – с пустой корзинкой…
– Ты лучше свои премии отдай на часовню. Построим – будем поезда перед отправлением освящать, – шутит Колосов. – А то ведь никогда не знаешь, дойдёт ли он благополучно до следующего ПТО, до Лянгасово. Слишком длинные гарантийные плечи, а дефекты нынче быстро развиваются. На ПТО на станции отправления никаких внешних признаков неисправности нет, а в пути следования появляется трещина и тут же – излом!
Жалуются осмотрщики на недостаток нормативного времени на осмотр. Требования повысились, операций прибавилось, стало физически нереально уложиться в существующие нормы. Пока вопрос об их изменении рассматривается на высшем уровне, осмотрщикам-ремонтникам часто приходится полагаться не только на знания, но и на интуицию. Рискну предположить, что этим даром обладает Сергей Баранов. Сами посудите! Пять лет после училища, из них три отработал слесарем на других предприятиях. Опыт не очень богатый, а результат – лучше, чем у многих.
Александр Сапожников характеризует Сергея Баранова коротко, но ёмко: «Парень со стержнем». Целеустремлённый, сосредоточенный. Такого же мнения и Сергей Колосов: «Я уже рекомендовал его в старшие смены, несмотря на молодость. Побольше бы нам таких!» О нём думают, как о перспективном, подающем надежды работнике, ему бы вуз закончить…
Сам Сергей о себе ничего не думает. Он пребывает в том счастливом возрасте и состоянии духа, когда жизненные неудобства (три часа до работы, например) не приобретают масштаба проблем. Свободного от работы и поездок времени остаётся немного. Но хватает на то, чтобы позаниматься в спортзале, погонять с ребятами в футбол. А главное, ему нравится работать: проверять, всё ли в порядке, искать и устранять неисправности и знать, что после его осмотра безопасное движение вагона гарантировано.
«Если работа не доставляет удовольствия, то это не работа, а каторга», – считает Сергей Баранов. Перед тем, как прийти на ПТО, ему пришлось потрудиться на одном из питерских предприятий. Быстро понял, что ему неинтересно с утра до вечера точить одни и те же детали. На железной дороге – другой масштаб и иная динамика. Кому-то может показаться смешным, но Сергей сравнивает свою нынешнюю работу с состоянием свободного художника. Ведь он никогда не знает, что готовит ему следующий поезд, а значит, он в свободном поиске. На свежем воздухе к тому же.
Автор: Галина Морозова
Forum with id 24 is not found.